презентация к уроку по литературе (8 класс) на тему. Презентация История создания поэмы М.Ю

Презентация по слайдам

Текст слайда: М.Ю.ЛЕРМОНТОВ Поэма»Мцыри»


Текст слайда: Эпиграф Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни к одному, Но только пьяную тревогу, Я променял бы, если б мог. М.Ю.Лермонтов «Мцыри»


Текст слайда: 1.История создания поэмы. 2.Тема и идея произведения. 3.Значение эпиграфа. Цель урока: Познакомиться с историей создания поэмы. Выявить структурные особенности произведения.


Текст слайда: Ход урока 1.История создания поэмы. В 1837 году Лермонтов задумался написать,записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится. Идеала…»Он встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребёнком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и генерал оставил его в монастыре. Маленький горец долго не мог привыкнуть к монастырской жизни, делал попытки убежать на родину. Однако ему пришлось смириться и провести жизнь в стенах древней обители. Прообразом описанного в поэме монастыря стал монастырь Джвари, стоящей на горе напротив Свети Цховели, на другой стороне реки.


Текст слайда: 2.Выразительное чтение поэмы. 3.Беседа по прочитанной поэме: а)каким вы представляете главного героя? б)какие чувства вызывает у вас герой? г)что увидел и узнал Мцыри о жизни во время скитаний? д)что значит жить для героя? ж)что же узнал Мцыри о себе,очутившись на свободе? з)почему,несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, исполненное отчаянием и безнадёжности?


Текст слайда: 4.Сопоставительный анализ. Задание: сравните высказывание И. Андронникова о Лермонтове с высказыванием Белинского о Мцыри. Обоснуйте мнение строчками поэмы. «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека-грустного, строгого,нежного,властного,скромного,смелого,благородного,язвительного,мечтательного,насмешливого,застенчивого,наделённого могучими страстямии волей и проницательным и беспощадным умом…» (И.Андронников) «Что за огненная душа,что за могучий дух,что за исполинская натура у этого Мцыри!Это любимый идеал нашего поэта,это отражение в поэзии тени его собственной личности» (В.Г.Белинский)


Текст слайда: 5 .Выводы. Тезисы: 1.В центре поэмы»Мцыри» не разочарованный индивидуалист, а сильный человек, жаждущий счастья и жизни. Для него характерно страстное стремление к слиянию с теми, кого он считает родным себе по духу. 2.Поэт воспевает не столько самого героя, сколько его идеалы. Ценность романтического героя определяется для автора характером и направленностью его протеста и мечты. 3.Пафосом поэмы было утверждение необходимости свободы для человека и отрицанием рабства и смирения.


Текст слайда: ТЕСТ 1.Эпиграф к поэме М.Ю.Лермонтова взят: а)былин б)Библии в)древнерусских летописей 2. В чём заключается смысл эпиграфа? а)восстание против судьбы,против Бога б)раскаяние, безнадёжное смирение в)защита права человека на свободу 3.Определите жанр произведения а)баллада б)элегия в)поэма-исповедь 4.Что можно назвать символом свободы в поэме? а)степь в)Кавказ г)барс 5.Какова роль описаний природы в поэме «Мцыри»? а)природа противопоставлена монастырю как свобода неволе б)природа обманывает героя, вновь направляя его к монастырю в)природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета 6.Какой момент в сюжете поэмы является центральным? а)побег из монастыря б)встреча с грузинкой в)бой с барсом г)гибель Мцыри 7. В исповеди Мцыри звучит а)гнев,негодование б)грусть,размышление в)утверждение своей правоты 8.Почему местом действия поэмы выбран Кавказ? а)проявляется любовь автора к Кавказу б)природа Кавказа сродни натуре главного героя в)связь с историей России 9.В чём заключается основная идея произведения? а)тоска по воле б)утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти в)призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма.

Cлайд 1

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри» История создания поэмы, тема и идея произведения, значение эпиграфа. Композиция.

Cлайд 2

Эпиграф урока Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог. М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

Cлайд 3

История создания поэмы. В 1837 году Лермонтов задумал написать «записки молодого монаха 17 лет. С детства он в монастыре, кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится». От этой записи до появления «Мцыри» прошло 8 лет. за это время поэт несколько раз обращался к задуманному сюжету. Сначала он пишет поэму «Исповедь», действие которой происходит в Испании. Герой-монах, нарушивший обет, полюбивший монахиню и осуждённый на смерть. В 1835-1836 годах появляется поэма «Боярин Орша».

Cлайд 4

Поэма «Мцыри» написана в 1839 году «Когда Лермонтов, странствуя по старой Военно-грузинской дороге (это могло быть в 1837 г.), изучал местные сказания,… он наткнулся в Мцхете… на одинокого монаха, или, вернее, старого монастырского служку, «бэри» по-грузински. Сторож был последний из братии упразднённого близлежащего монастыря.

Cлайд 5

Возникновение замысла поэмы «Мцыри» биограф Лермонтова П.А. Висковатов связывает с путешествием поэта по старой Военно-Грузинской дороге. Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета, расположенную в месте слияния рек Арагвы и Куры. При посещении собора Светицховели поэт встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Военно-Грузинская дорога близ Мцхета. Рисунок М.Ю. Лермонтова

Cлайд 6

Лермонтов с ним разговорился и узнал от него, что он родом горец, пленённый ребёнком генералом Ермоловым во время экспедиции. Генерал вёз его с собой и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырём, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы. Излечившись, дикарь угомонился и остался жить в монастыре, где особенно привязался к старику монаху. Любопытный и живой рассказ «бери» произвёл на Лермонтова впечатление. К тому же он затрагивал уже знакомый поэту мотив, и вот он решился воспользоваться тем, что было подходящего в «Исповеди» и «Боярине Орше», и перенёс всё действие из Испании и потом Литовской границы – в Грузию».

Cлайд 7

На возникновение замысла поэта повлияли также впечатления от природы Кавказа, знакомство с кавказским фольклором. П. А. Висковатов пишет (1891): «Старая военно-грузинская дорога, следы коей видны и поныне, своими красотами и целой вереницей легенд особенно поразила поэта. Легенды эти были ему известны уже с детства, теперь они возобновились в его памяти, вставали в фантазии его, укреплялись в памяти вместе с то могучими, то роскошными картинами кавказской природы». Одна из таких легенд – народная песня о тигре и юноше. В поэме она нашла отзвук в сцене боя с барсом.

Cлайд 8

Cлайд 9

Cлайд 10

М.Ю. Лермонтов. Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби. Автолитография, раскрашенная акварелью. 1837–1838

Cлайд 11

«Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство моё, - вы носили меня на своих одичалых руках, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и с той поры всё мечтаю об вас да о небе» М.Ю. Лермонтов. 1832 год.

Cлайд 12

Тебе, Кавказ, суровый царь земли, Я посвящаю снова стих небрежный… Ещё ребёнком робкими шагами Взбирался я на гордые скалы, Увитые туманными чалмами, Как головы поклонников алы. Там ветер машет вольными крылами, Там ночевать слетаются орлы; Я в гости к ним летал мечтой послушной…

Cлайд 13

…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. В.Г. Белинский Я знал одной лишь думы власть, Одну – но пламенную страсть: Она, как червь, во мне жила Изгрызла душу и сожгла. Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв… М.Ю. Лермонтов «Мцыри» Мцыри. Рисунок Ф.Д. Константинова

Cлайд 14

– художественное обобщение, выраженное в частном. Показ общих качеств в индивидуальном. «…И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделённого могучими страстями и волей и проницательным и беспощадным умом…» И. Андронников Образ в литературе

Cлайд 15

Cлайд 16

Тема и идея произведения Эпиграф к поэме («Вкушая, вкусил мало мёда, се аз умираю») взят из библейской легенды об израильском царе Сауле его сыне Ионафане, юноша «негодном и непокорном», как в пылу гнева назвал его отец. Первый эпиграф «Родина бывает одна» (французское изречение). Почему, по-вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии («Вкушая, вкусил мало мёда, се аз умираю»)? -Как эпиграф связан с темой и идеей произведения?

Cлайд 17

Тема «Мцыри» - изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решивший ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней: И в час ночной, ужасный час. Когда гроза пугала вас, Когда, столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле, Я убежал.

Cлайд 18

Идея поэмы Идея- лучшие 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря. Где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

Слайд 1

«Мцыри» - романтическая поэма Лермонтова
8 класс

Слайд 2

Из истории создания поэмы
Поэма была напечатана при жизни Лермонтова в сб. «Стихотворения М.Лермонтова» за 1840г. Написана в 1839г. В Петербурге. Первоначальное название - «Бэри» (по-грузински «монах»). Изменил первоначальный эпиграф («У каждого есть только одно отечество») на цитату из «Книги царств» («Вкушая, вкусих мало мёда и се аз умираю») – о нарушении запрета и последовавшем за ним наказании. Название тоже было изменено: «мцыри» - послушник и пришелец, чужеземец – одинокий человек, прибывший из других краёв.

Слайд 3

Немного лет тому назад, Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь…

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Особенности композиции и сюжета
1. Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причём порядок при изложении событий изменён. 2. Сюжет поэмы составляют не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания. 3. Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие. 4. Особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить внимание читателя на характере центрального героя.

Слайд 10

Что мы узнаём о жизни Мцыри в монастыре?
Автор не описывает монастырскую жизнь, а передаёт лишь краткие замечания Мцыри о ней. Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма, с «сумрачными стенами» и «кельями душными», где человек бесконечно одинок. Остаться в монастыре – навсегда отказаться от свободы и родины.
…Я мало жил, и жил в плену… …Она мечты мои звала От келий душных и молитв… …Я вырос в сумрачных стенах Душой – дитя, судьбой – монах…

Слайд 11

Слайд 12

Как автор описывает характер и мечты Мцыри?
Автор не раскрывает характер мальчика, попавшего в монастырь. Он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем даёт несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчётливо. Он вынослив, горд, недоверчив, потому что в окружающих монахах видит своих врагов. Ему знакомо чувство одиночества и тоски.
И я, как жил, в земле чужой Умру рабом и сиротой… Я знал одной лишь думы власть, Одну – но пламенную страсть… Я эту страсть во тьме ночной Вскормил слезами и тоской…

Слайд 13

Что увидел и узнал Мцыри за три «блаженных дня»?
Задание: выписать цитаты
Увидел мир, закрытый от него монастырскими стенами - пышные поля - холмы и горные хребты - ущелья, потоки - растительность

Слайд 14

Каким мы видим Мцыри на воле?
Докажите текстом, что Лермонтов изображает мужественного, сильного, бесстрашного и гордого героя.

Слайд 15

Как эти качества раскрылись в герое, оказавшемся на свободе?
Смел и бесстрашен Презирает смерть Жаждет борьбы Любит родину и мечтает вернуться в родные края Твёрдый и целеустремлённый Выносливый и мужественный Страстная и пламенная натура
Выбор цитат

Слайд 16

Почему погиб Мцыри?
…тщетно спорил я с судьбой Она смеялась надо мной!

Слайд 17

Что узнал о себе Мцыри, очутившись на воле?
Мцыри – это могучая, пламенная натура. Главное в нём – страстное и пламенное стремление к счастью, которое невозможно для него без свободы и родины. Он непримирим к жизни в неволе, бесстрашен, смел, отважен. Мцыри поэтичен, по-юношески нежен, чист и целеустремлён.

Слайд 18

«Мцыри» - романтическая поэма
1. Выражается мечта, идеал, противостоящий действительности. 2.Герой – человек, враждующий с обществом или непонятый им. 3. Лирическое преобладает над эпическим. Автор не скрывает своего сочувствия герою.

Слайд 19

ТЕСТ 1.Эпиграф к поэме М.Ю.Лермонтова взят: а)былин б)Библии в)древнерусских летописей 2. В чём заключается смысл эпиграфа? а)восстание против судьбы,против Бога б)раскаяние, безнадёжное смирение в)защита права человека на свободу 3.Определите жанр произведения а)баллада б)элегия в)поэма-исповедь 4.Что можно назвать символом свободы в поэме? а)степь в)Кавказ г)барс 5.Какова роль описаний природы в поэме «Мцыри»? а)природа противопоставлена монастырю как свобода неволе б)природа обманывает героя, вновь направляя его к монастырю в)природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета

6.Какой момент в сюжете поэмы является центральным? а)побег из монастыря б)встреча с грузинкой в)бой с барсом г)гибель Мцыри 7. В исповеди Мцыри звучит а)гнев,негодование б)грусть,размышление в)утверждение своей правоты 8.Почему местом действия поэмы выбран Кавказ? а)проявляется любовь автора к Кавказу б)природа Кавказа сродни натуре главного героя в)связь с историей России 9.В чём заключается основная идея произведения? а)тоска по воле б)утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти в)призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма.










Презентация о поэме «Мцыри» — Чтобы распечатать эту презентацию ее можно скачать бесплатно. Скачать презентацию

«Мцыри» — романтическая поэма Лермонтова
Из истории создания поэмы
Поэма была напечатана при жизни Лермонтова в сб. «Стихотворения М.Лермонтова» за 1840г. Написана в 1839г. В Петербурге. Первоначальное название — «Бэри» (по-грузински «монах»). Изменил первоначальный эпиграф («У каждого есть только одно отечество») на цитату из «Книги царств» («Вкушая, вкусих мало мёда и се аз умираю») – о нарушении запрета и последовавшем за ним наказании. Название тоже было изменено: «мцыри» — послушник и пришелец, чужеземец – одинокий человек, прибывший из других краёв.
Там, где, сливаяся, шумят,​
Немного лет тому назад,​
Обнявшись, будто две сестры,​
Струи Арагвы и Куры,​
Был монастырь…​
Джвари – здесь у Лермонтова родился замысел поэмы. ​
Особенности композиции и сюжета
1. Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причём порядок при изложении событий изменён.​
2. Сюжет поэмы составляют не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания.​
3. Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие.​
4. Особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить внимание читателя на характере центрального героя.​
Жизнь Мцыри в монастыре
Автор не описывает монастырскую жизнь, а передаёт лишь краткие замечания Мцыри о ней. Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма, с «сумрачными стенами» и «кельями душными», где человек бесконечно одинок. Остаться в монастыре – навсегда отказаться от свободы и родины.
​…Я мало жил, и жил ​
в плену…​
…Она мечты мои ​
звала​
От келий душных ​
и молитв…​
…Я вырос в сумрачных стенах​
Душой – дитя, судьбой – монах…​
Описание характера и мечты Мцыри
Автор не раскрывает характер мальчика, попавшего в монастырь. Он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем даёт несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчётливо. Он вынослив, горд, недоверчив, потому что в окружающих монахах видит своих врагов. Ему знакомо чувство одиночества и тоски.
И я, как жил, в земле чужой​
Умру рабом и сиротой…​

Я знал одной лишь думы власть,​
Одну – но пламенную страсть…​
Я эту страсть во тьме ночной​
Вскормил слезами и тоской…
Мцыри за три «блаженных дня» увидел и узнал:
Увидел мир, закрытый от него монастырскими стенами​
— пышные поля​
— холмы и горные хребты​
— ущелья, потоки ​
— растительность
Мцыри на воле
…О, я как брат​
обняться с бурей был бы рад!​
Глазами тучи я следил,​
Рукою молнию ловил…Мцыри ощущал свою близость с дикой природой и наслаждался ею:​
Скажи мне, что средь этих стен​
Могли бы дать вы мне взамен​
Той дружбы краткой, но живой,​
Меж бурным сердцем и грозой?
Качества раскрывшиеся в герое, оказавшемся на свободе:
Смел и бесстрашен​
Презирает смерть​
Жаждет борьбы​
Любит родину и мечтает вернуться в родные края​
Твёрдый и целеустремлённый​
Выносливый и мужественный​
Страстная и пламенная натура
Гибель Мцыри
Сияньем голубого дня ​
Упьюся я в последний раз.​
Оттуда виден и Кавказ!​
Быть может, он с своих высот​
Привет прощальный мне пришлет…​

Всего три дня Мцыри провел на свободе. И именно за это время раскрывается внутренний мир героя. Он обнаруживает в себе чувства, ранее совершенно не­знакомые ему. Юноше не удается достичь своей цели - увидеть дом родной - но даже смерть его вос­принимается как победа. Мцыри не сломили ни от­чаяние, ни страшные испытания, он до последней ми­нуты остается верен себе и своему идеалу.​
Мцыри – это могучая, пламенная натура. Главное в нём – страстное и пламенное стремление к счастью, которое невозможно для него без свободы и родины. Он непримирим к жизни в неволе, бесстрашен, смел, отважен. Мцыри поэтичен, по-юношески нежен, чист и целеустремлён.
«Мцыри» — романтическая поэма
1.Выражается мечта, идеал, противостоящий действительности.​
2.Герой – человек, враждующий с обществом или непонятый им.​
3. Лирическое преобладает над эпическим. Автор не скрывает своего сочувствия герою.

Презентация была подготовлена к открытому уроку по теме : «Для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?» М.Ю. Лермонтов «Мцыри» (Отработка элементов анализа художественного произведения). Основная задача этой презентации - показать необычную, мужественную, свободолюбивую натуру главного героя, заставить ребят прочувствовать позицию автора, его отношение к своему герою, раскрыть лермонтовское понимание идеального героя, учить решать проблемные вопросы. Наконец, объяснить, в чём необычная притягательность героев Лермонтова, почему произведения поэта актуальны и в наше время.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Открытый урок на тему: «Для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?» М.Ю. Лермонтов.«Мцыри» (Отработка элементов анализа художественного текста) Подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №3 Нефтекумского муниципального района Ставропольского края Мусакадиева Анжела Абдулаевна

Эпиграф урока: Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! В. Г. Белинский Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог. М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

Цели урока: 1. Дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы. 2. Отработка элементов анализа художественного текста. 3. Подготовка к сочинению по теме «Каким я вижу Мцыри?»

Основной вопрос урока: В чём загадка Мцыри?

Проблемный вопрос Может ли человек распоряжаться своей жизнью и иметь право на свободу, даже если она несет гибель?

История создания поэмы Храм Джвари, где проживал лермонтовский Мцыри

Смысл эпиграфа «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю»

Жанр поэмы 1.Смысл названия поэмы «Мцыри». 2.Тема и идея произведения. 3.Сюжет и композиция поэмы. 4. Вывод.

Психологический портрет Мцыри 1.Монолог Мцыри -исповедь или диалог-спор? 2. Каково отношение автора к своему герою? 3. Проанализировать поэму и ответить на поставленные вопросы.

Бой с барсом Какие качества Мцыри проявляются в битве с барсом? Какими сравнениями подчёркивает поэт близость своего героя природе? Найдите цитаты, подтверждающие, что этот эпизод- гимн силе, мужеству.

Отношение автора к герою через описание природы 1.Что увидел Мцыри на воле? 2.Как понимают автор и его герой, что такое счастье? 3.Какими языковыми средствами раскрывается гармоничность отношений между героем и силами природы?

МОНАСТЫРЬ Мцыри упрекает Бога за то, что дал вместо Родины тюрьму - тема узничества: ограничение передвижения, надзиратели, отсутствие борьбы, отказ от любых проявлений жизни, жизнь против законов природы. Символы: река (граница жизни и смерти), рыба в христианстве символ Христа, таинства крещения). Единение с природой Имя как выражение индивидуаль-ности Родина, родной аул, отец и мать, сёстры Любовь Сражения и битвы

В чём смысл жизни В чём смысл жизни у монахов у Мцыри Идеал – покой, Самоотречение ради служения высшей идее, отказ от радостей земного бытия во имя вечного счастья Испытывать радость встречи с бурей, грозой Ему нужны препятствия Не покой, а тревоги и битвы, Смысл жизни в блаженстве вольности

Синквейн Мцыри. Гордый и сильный. Страдает, борется, побеждает. Герой жаждет счастья и жизни. Идеал поэта.

Исповедь – покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чём – нибудь; сообщение своих мыслей, взглядов В каком значении, по – вашему, употреблено это слово в поэме?

Как природа помогает раскрыть образ Мцыри? (Три дня дали герою новый прилив сил, отдых, утоляет жажду, дарит встречу с девушкой)

В сцене с барсом показан прообраз общества, о котором мечтал Лермонтов. Здесь мужеству должно противостоять мужество, здесь нет коварства и хитрости

… прекрасна ли земля. … для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы? Как на этот вопрос отвечают Мцыри и Лермонтов?



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх