Международная черкесская ассоциация. Международная черкесская ассоциация - самое интересное в блогах

Международная Черкесская Ассоциация перестала существовать или вуду по-кавказски.

Беслан Кмузов

Специально для «Кавказского обозрения».

Международная Черкесская Ассоциация, фактически прекратила свое существование после избрания ее президентом Хаути Сохрокова.

Из-за чего разгорелся сыр-бор? В 2014 году черкесы обнаружили на сайте фонда Горчакова интересный проект - «Противостояние этноцентристской идеологии в сети интернет через пропаганду». Автор проекта - Хаути Сохроков. И это как понимать? То есть, руководитель МЧА, призванный бороться за развитие черкесского языка, культуры, а возвращение черкесов на историческую родину, одновременно берет на себя функции борьбы с черкесским этноцентризмом? Может быть эта проблема и существует, но коль скоро так, президент МЧА должен был озвучить ее перед другими членами МЧА и действовать открыто Но он действовал скрытно. И когда это выяснилось, из МЧА вышли три авторитетные «Адыгэ Хасэ» (Собрания черкесов) - Карачаево-Черкесии, Республики Адыгея, и Краснодарского края.

Это же заявление вызвало гневную реакцию среди турецких черкесов. Хаути Сохроков вынужден был взять своего заместителя Мухаммеда Хафцэ (главу Нальчикской Адыге Хасэ) и ехать в Турцию для встречи с местной черкесской диаспорой. По приезде в Нальчик он опубликовал на сайте газеты «Кабардино-Балкарская Правда» статью, в которой утверждал, что черкесы в Турции извинились перед ним за то, что недопонимали.

Однако его тут же уличили во лжи - представители «Кейсари Кавказ Хасэ» («Собрание кавказцев города Кейсери») опубликовали письмо, в котором указывается, что никто перед Сохроковым не извинялся, и более того - они продолжали требовать ответа на вопрос, по какой причине просило грант у горчаковского фонда на проект "Противостояние этноцентристской идеологии в сети интернет через пропаганду", который спонсируется Горчаковым.

Было и еще несколько вопросов. В частности, черкесы требуют разъяснения, что имело в виду руководство МЧА, когда заявляло, что "МЧА и входящие в него хасы (собрания) должны являться проводниками российской политики"?
Почему руководство МЧА принимает решения в обход регламента - то есть, без обсуждения?
Что значит новый праздник «День Адыгов» 20 сентября, который установило МЧА, тогда как ничего не делается ни для признания геноцида адыгов, ни для их репатриации? http://aheku.net/news/diaspora/6335

Не получив ответы на эти вопросы,Хаса Кейсри решила вообще не появляться на съезде МЧА 19 сентября.

Вообще Турецкие черкесы намеревались поставить вопрос ребром - из МЧА уходит или Сохроков, или вся турецкая диаспора.
Это был бы громкий скандал - потерять 5-миллионную диаспору в Турции означало бы подпись в своей беспомощности.

Однако есть ряд субстанций, которые среди прочих характеристик обладают, в том числе, и непотопляемостью. Таковым оказался и Сохроков сотоварищи. За две недели до съезда МЧА, где против него собирались голосовать турецкая диаспора, а также - Хаса Адыгеи, КЧР и Краснодарского края - действующий глава республики Юрий Коков провел совещание, на котором присутствовал Хаути Сохроков, бывший предшественник Кокова - Арсен Каноков а также еще несколько интересных персонажей. Следует отдать должное Кокову - он очень быстро выработал стратегию, как добиться переизбрания Сохрокова. В частности, он дал задачу двум персонажам - Валерию Накацеву и Владимиру Кодзокову - довести до сведения диаспоры один простой мессидж: в случае не переизбрания Сохрокова, он, Коков, перекроет все бизнес проекты лидерам турецкой диаспоры - Джихану Джантемиру, владельцу компании Юксель, и братьям Таймаз, а кроме того, черкесы из Турции больше не смогут поступать в вузы на территории России. Валерий Накацев по своей деятельности занимается диаспорой - в Кабардино-Балкарском Госуниверситете он занимается делами диаспоры, а кроме того - возглавляет движение «Родина». Эта контора была образована еще при КГБ в 60-е годы. Ее профиль - взаимодействие с теми мигрантами из России, которые хотят вернуться на свою историческую родину. В настоящее время эта организация, якобы, является общественным движением, однако на самом деле до сих пор находится под надзором ФСБ.

Непосредственно перед съездом, 18 сентября, МЧА Юрий Коков собрал у себя дома в резиденции представителей диаспоры, которые приехали в Нальчик, и провел закрытое совещание.
Вообще члены МЧА уже настолько освинячились, что не отдают себе отчета в том, что, фактически, с 2000 года принимают решение в кабинетах у глав Кабардино-Балкарии - то у Валерия Кокова, то у Арсена Канокова, то теперь - опять у Кокова, но Юрия. То есть, съезд можно было бы и не проводить - все решения были приняты еще 18 сентября.

Для нормального человека кажется невозможным, чтобы общественная организация формировала свое руководство в консультациях с исполнительной властью, но руководители первичных организаций настолько невежественны, что не понимают основ гражданского общества.

Единственное, чего смогли добиться турки во время встречи с Коковым 18 сентября - это вывод Магомеда Хафицэ из политсовета и всех комитетов. Правда, не совсем понятно, зачем вообще поднялся вопрос о Хяфицэ - он ничего не решал, но лишь послушно выполнял задания Сохрокова, который в свою очередь был послушным орудием в руках руководства КБР.

При этом вот что интересно: в течение двух дней на допрос в ФСБ в Краснодар вызывался руководитель «Адыгэ-Хасэ» Республики Адыгея Адам Богус. Его тягали на допрос и перед выборами - 18 сентября, когда в Нальчике шло обсуждение кандидатуры будущего президента МЧА, и в день выборов. При этом Богус не скрывал, что собирался задать Сохрокову те же самые острые вопросы, которые излагались в письме Кавказской хасы Кейсри. Однако доблестное ФСБ попросту вызвало Богуса на допрос, те самым обеспечив «мирное» течение съезда.

А во время съезда произошло фатальное происшествие - Сохроков высказался по поводу Украины.

«Когда начались волнения в Украине и был Майдан, мы обратились к украинскому народу не подаваться на провокации тех, кому выгодна дестабилизация в стране. Но они нас не услышали, к сожалению» - заявил Сохроков на съезде. И после этого за его кандидатуру проголосовало большинство делегатов - 40 за и 10 против. Фактически, это означало, что черкесы подписались под упреками в адрес Украины.

Именно этого и достигали власти России, внедряя в МЧ своих людей - обломать МЧА все связи с Западом, а кроме того - сделать из этой организации послушную игрушку, которая и заикаться не будет ни о гражданских правах, ни о социальных проблемах.

Особенно важно это было сделать до тех пор, пока вопрос о признании геноцида черкесов не начали изучать в Верховной Раде Украины, в Сейме Польши и в Парламенте Молдовы. В законодательные органы эти стран пока только направлены запросы, подписанные общественными деятелями черкесского движения из Израиля, Турции, США и северовказских республик. Однако Президент Литвы Даля Грибаускайте еще 30 марта сего года подтвердила, что письмо от черкесов переправлено на изучение в МИД.

Естественно, что если Россия получит признание черкесского геноцида со стороны нескольких стран, она станет перед теми же проблемами, что и Турция - моральное давление и постоянные упреки. Однако если премьер-министр Турции Рейджеп Эрдоган говорит, что готов обсуждать тему геноцид,а если историки Армении приедут и изучат архивы Турции, то Россия не сможет позволить себе такую роскошь ибо парламент Грузии принимал свое решение именно на основании архивных данных. Мало кто знает, что Грузия вообще могла сорвать признание геноцида, поскольку некоторые черкесские организации отказались удовлетворить запрос грузинского парламента и предоставлять архивные данные. Однако, поскольку Кавказское Наместничество располагалось с 1844 года в Тифлисе, то и многие военные и политические документы, в том числе прямые приказы, сохранились в Тбилисских архивах. Так что Парламент Грузии основывался на письменных приказах, которые предписывали уничтожать и выселять черкесов именно по этническому признаку.

Чем реально опасно признание черкесов для России - так это возможной реабилитацией.
В случае массовой репатриации черкесов, возникнут дополнительные сложности с представителями правящих в регионах элит. В КЧР столкнутся с тем, что адыге смогут стать большинством, поэтому они будут требовать назначить нового главу республики - этнического адыга. Это, естественно, сломает нынешнюю парадигму взаимоотношений федерального центра и республиканского руководства, которое с 1971 года (почти 35 лет) возглавляют и формируют представители одного этноса - карачаевцы.
В Кабарде обострится вопрос распределения земель, в Ставрополье и Краснодарском крае так же придется считаться с тем, что этнические русские перестанут быть подавляющим большинством. Придется идти на установление новой, более демократической системы формирования власти.
Впрочем, демократизация общества станет неизбежной в СКФ и ЮКФ даже в том случае, если черкесы смогут организовать свою, независимую организацию без массовой репатриаци своих соотечественников. Сегодня шапсуги требуют в Краснодарском присвоения статуса коренного народа, в КЧР и КБР общественники - черкесы требуют соблюдения верховенства закона и прочее, и прочее.
Политика России сегодня направлена на полное игнорирование прав человека. Это следует хотя бы из того, что в настоящее время страны третьего мира, входящие в Комитет по правам человека ООН, по инициативе России пытаются изменить Декларацию ООН по правам человека. Отчего в России так - едва ли не вопрос номер один в мире (поскольку страна представляет и ядерную и военную угрозу международной безопасности), однако черкесы столкнулись именно с этой машиной, сминающей сопротивление непокорных.
Тем не менее. Стоит отметить, что Россия уподобилась горе, которая родила мышь: потратив множество энергии и ресурсов, Россия приобрела мертвую организацию. И придется потратить еще столько же средств и энергии, чтобы изображать жизнедеятельность этого политического трупа. А то, что МЧА труп - факт достаточно очевидный. На это указывают несколько факторов:
1. Глава МЧА избран нелегитимно - не на съезде, а на закрытом совещании.
2. МЧА покинули Адыге Хасэ, представляющие два субъект РФ - Республику Адыгея и Карачаево-Черкесскую Республику, а также - одна Хасэ из Турции (Кавказская Хаса Кайсери).
3. Финансирование МЧА происходит из средств государственной власти РФ, что противоречит закону.
Так что никакие заявления от МЧА отныне не представляют ничье мнение, кроме как волю Кремля. Настоящее же мнение адыгов выражают разрозненные группы, которые эпизодически объединяют свои усилия для решения конкретных проблем. Как, например, группа из 32 человек и двух организаций, подписавших заявление о признании геноцида в Украинскую Раду в июне 2014 года и в адрес правительства Литвы в марте 2015 года.

Несколько лидеров общественных черкесских организаций приняли решение приостановить свою деятельность в рамках Международной черкесской ассоциации (МЧА).

Известно, что такое решение приняли председатель «Адыгэ Хасэ - Черкесский парламент» Адыгеи Адам Богус, черкесские организации Турции, руководитель «Адыгэ Хасэ» Карачаево-Черкесии Магомед Черкесов и член исполкома от Адыгеи Адам Хакоз. Как выяснилось, «Адыгэ Хасэ» Краснодарского края ещё раньше вообще отказалась участвовать в деятельности МЧА.

«Международная черкесская ассоциация, которой в течение последних лет традиционно руководят отставные чиновники кабардино-балкарской администрации, всячески препятствует развитию отношений черкесских НПО мира. По существу, МЧА превратилась в закрытый клуб отставных чиновников без идей и инициатив. В результате черкесские организации Израиля, США, Западной Европы давно прекратили с ней сотрудничество и реализуют собственные программы. Инициативы российских черкесских организаций Краснодарского края, Адыгеи, КЧР всячески торпедируются. МЧА, по существу, оказалась на грани развала», - рассказал ИА REGNUM председатель «Адыгэ Хасэ» Краснодарского края Аскер Сохт.

По мнению общественника, хотелось бы придать МЧА новой динамики, реформировать организацию, расширить состав ее участников для того, чтобы название организации соответствовало ее реальному содержанию.

«Это очень сложная задача. Реализуема ли она - увидим в сентябре 2015 года (19 сентября 2015 года состоятся перевыборы президента МЧА - прим. ИА REGNUM). Мне представляется, что-либо это будет финиш МЧА, либо произойдут перемены. Будет очень жаль потерять российскую площадку, объединяющую черкесские организации мира, имеющую славную историю», - резюмирует Сохт.

Черкесские общественники, которые решили приостановить свою работу в МЧА, считают, что основная доля вины лежит на нынешнем президенте этой организации Хаути Сохрокове, кандидатуру которого на этот пост в своё время поддержал экс-глава Арсен Каноков.

Лидер черкесов Адыгеи Адам Богус также говорит о том, что из-за действий нынешнего президента МЧА находится на грани распада. В интервью, которое распространили некоторые местные интернет-издания, он вспоминает, что накануне зимней Олимпиады в Сочи Сохроков от имени МЧА пригласил в олимпийскую столицу черкесов зарубежья. Вместе с ними он проехал по олимпийским объектам. Результатом поездки стали многочисленные акции протеста, которые прошли в Турции перед зданием российского посольства и перед зданием турецкого посольства в России.

«Это не могло не сказаться на отношении властей России к черкесам. Позицию черкесов в вопросе проведения Олимпиады должны были высказать российские черкесы, а не те, кто живёт за рубежом. Именно правильно выстроенные отношения с российским руководством - ключ к решению проблем всего черкесского мира. Но после скандальных демаршей российское правительство с недоверием смотрит на черкесское зарубежье. А ведь именно там проживает большая часть черкесов. МЧА, всегда настроенная на конструктивный диалог с властью и никогда не выступавшая против российских властей, теряет свою репутацию» - считает Богус.

Большинство черкесских общественников в Адыгее, на Кубани и в Карачаево-Черкесии едины во мнении, что за последние несколько десятилетий черкесский мир радикально изменился. Обусловлено это глобальными политическими изменениями в странах проживания черкесской диаспоры зарубежья и России. В результате этих перемен за бортом современной МЧА оказывается значительное количество черкесских организаций разных стран с различной политической и идеологической программой.

Черкесские деятели России и Турции о сложностях международного взаимодействия национальных Хасэ.

On Kavkaz подробно писал о том расколе, который наметился между возглавляемой российскими черкесами Международной черкесской ассоциацией и черкесской федерацией Турции KafFed .

Для того, чтобы понять суть произошедшего, следует понять, что из себя представляют обе эти организации. Что касается МЧА, то она была создана сразу после краха Советского Союза и обрушения железного занавеса, путем объединения черкесских организаций полутора десятка стран мира.

Независимые общественные деятели отмечали, что российские власти полностью перехватили управление этой влиятельнейшей черкесской организацией и превратили ее в инструмент проведения пророссийской политики в черкесских диаспорах за рубежом.

Что касается турецкой организации KafFed (КАФФЕД), то ее в СМИ называют то Федерацией кавказских обществ Турции, то Федерацией черкесских Адыгэ Хасэ Турции. При этом саму эту турецкую федерацию многие также обвиняют в том, что она постепенно тоже стала слишком ориентирующейся на сигналы из Москвы.

КАФФЕД подвергается критике за то, что «слишком далеко заходит в удовлетворении чувствительности России и уклоняются от пропаганды, которая могут раздражать Москву». Значительная часть черкесской и вообще горской диаспоры сильно критикует, даже членство КАФФЕД в МЧА, — пишет ряд источников.

Обо всем этом подробно мы писали в нашей недавней статье «Федерация кавказских обществ Турции подала на развод с российскими кураторами», в которой дается описание тонких нюансов, приведших к размолвке между этими двумя влиятельными черкесскими организациями.

Что самое интересное, несмотря на пророссийские позиции КАФФЕД, ее лидер Яшар Асланкая, являвшийся также и вице-президентом МЧА, был депортирован из России осенью 2016 года с запретом на въезд в Россию до 2020 года. Руководство МЧА и КАФФЕД замалчивало проблему, надеясь решить вопрос кулуарно.

Спустя некоторое время после широкого освещения в СМИ данной размолвки и проблем, возникших у лидера КАФФЕД с российскими властями, сам Яшар Асланкая дал подробное интервью черкесскому порталу NartPress , в котором изложил собственное видение произошедшего.

После выхода данного интервью в редакцию портала On Kavkaz обратился черкесский общественный деятель Аскер Сохт, возглавлявший «Адыгэ Хасэ» Краснодарского края, пожелав также высказаться по поводу поднятых в данном интервью Яшаром Асланкая вопросов.

Учитывая, что портал On Kavkaz создан, как информационная трибуна для общественных и гражданских сил Кавказа, мы с готовностью предоставляем возможность высказаться каждому, кто переживает за судьбу наших народов и нашего края.

Мы задали Аскеру Сохту те же самые вопросы, на которые отвечал Яшар Асланкая в интервью порталу NartPress , а после свели его ответы с опубликованными ранее ответами Яшара Асланкая, чтобы наш читатель имел возможность сравнить позиции обоих общественных деятелей.

В чем причина выхода крупнейшей черкесской организации в Турции – КАФФЕД из Международной черкесской ассоциации?

Яшар Асланкая:

Последние три-четыре года, находясь в составе МЧА, мы лоббировали вопросы изменения формата работы как с молодежью, так и с национальными организациями. Мы считаем, что, так как время изменилось, нужно и работу, которая производится сегодня, привести в соответствие с требованиями нынешнего времени, а не оставаться в прошлом, которое мы уже пережили.

Сейчас молодежь стала намного умнее, чем мы были в свое время, она выдвигает различные требования, соответствующие изменяющемуся ритму жизни и более соответствующие моменту, чем требования и действия, которые мы могли ставить и продвигать в их возрасте.

Что МЧА находится в Нальчике не значит, что эта организация управляется только несколькими людьми, которые в Нальчике же и проживают. Это Хасэ всех адыгов в мире, и она должна работать и слышать всех адыгов, формулируя общие запросы от черкесского общества. И действовать для решения этих вопросов.

Аскер Сохт:

КАФФЕД из Международной Черкесской Ассоциации не выходил. Я знаю, что многим как в России, так и за рубежом хотелось бы именно такого развития сценария. Но КАФФЕД принял иное решение — о приостановке своего участия в работе МЧА до очередного съезда.

Черкесским организациям, входящим в МЧА, разослано соответствующее письмо за подписью президента КАФФЕД Яшара Асланкая. В письме сказано именно об этом. Данное письмо опубликовано мной на странице в Facebook, с ним можно ознакомиться.

На сегодняшний день власти России с настороженностью относятся к работе общественных организаций – если в РФ не разрешат работать, то нет вероятности, что КАФФЕД распадется?

Яшар Асланкая:

Я так не считаю. Работа, которую мы ведем, не несет в себе ничего негативного, в том числе и для России. Мы народ, в какой бы стране не проживали, везде смогли завоевать почет и уважение. Вместе с тем мы считаем, что устранение угрозы ассимиляции для спасения нашего народа, нашей молодежи, зависит в первую очередь от крепких связей, которые мы сможем наладить с родиной.

И какие бы препятствия перед нами ни ставили, мы без угроз, без шумихи, без всякого противостояния будем работать для укрепления связей между соотечественниками диаспоры и на родине.

Аскер Сохт:

Мне трудно судить о настороженности властей России применительно к деятельности НКО. В России действует закон, регламентирующий деятельность НКО. Соответственно исполнительные органы власти требуют его соблюдения. Иное мне неизвестно.

Что касается КАФФЕД, это НКО Турции. Деятельность свою они осуществляют на территории Турции. В России и других странах они лишь взаимодействуют с национальными НКО и органами государственной власти этих стран. Каких-либо структур КАФФЕД в России не было и нет.

КАФФЕД создано черкесскими НКО Турции, вопрос его функционирования исключительно зона их компетенции. Возможно, есть силы, стремящиеся разрушить КАФФЕД, но об этом лучше спросить руководство данной организации.

КАФФЕД заявляет, что будет выстраивать отношения с другими организациями черкесов на территории РФ напрямую, минуя МЧА. По вашим сведениям, КАФФЕД уже определил круг этих организаций или это было приглашение к сотрудничеству без указания конкретных лиц?

Яшар Асланкая:

Конечно же, было бы прекрасно, если у народа был бы единый орган, который мог ставить злободневные вопросы и решать их в соответствии с возникающими требованиями.

Мы привыкли осуществлять эти действия через МЧА, но, к сожалению, стало очевидно, что МЧА перестала соответствовать своим целям и задачам, для которых создавалась. В связи с этим мы заявили о том, что даже если не будет тесного взаимодействия и сотрудничества, тем не менее, каждый, кто в той или иной степени занимается черкесским вопросом и является частью нашего народа, для нас – желанный партнер.

И мы будем укреплять эти связи, и продвигать взаимоотношения со всеми, так или иначе задействованными в черкесском вопросе. Будь это организация или частные лица, активисты.

Поэтому мы распространили резюме, в котором указали причины выхода из МЧА, и направили во все организации, а также – тем людям, которые пользуются уважением, но еще ранее нас они вышли из МЧА – Адам Богус, Мухамед Черкесов. С ними у нас сохранились теплые отношения, и работа с ними была очень полезной.

В качестве примера успешного сотрудничества уже можно рассказать о том, что в этом году КАФФЕД и организация Россотрудничество (Российское Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству – авт.), офис которой находится и в Анкаре, заключили договор. В результате этого договора 15 наших студентов поступят в университеты на родине. Это прямой выход на Россию уже без МЧА.

Аскер Сохт:

Мне непонятна эта формула. КАФФЕД имеет право сотрудничать с любой НКО России либо иного государства напрямую, и это никак не связано с МЧА. Если, к примеру, КАФФЕД захочет реализовать программы сотрудничества с Адыгэ Хасэ КЧР или Армавира, или Нью-Джерси в США, или Израиля, это вопрос сотрудничающих сторон.

Правовых препятствий нет. Мы, в частности, реализовали ряд культурных программ с черкесскими организациям региона Мраморного моря, входящими в КАФФЕД. Это не требует санкций МЧА и даже руководства КАФФЕД. Все черкесские НКО являются самостоятельными юридическими лицами.

Вам не кажется, что Россия недооценивает инвестиционный потенциал черкесов? Ведь черкесы-предприниматели из Турции — могут прийти со своими инвестициями, пусть и не большими, на территорию Северного Кавказа

Яшар Асланкая:

Это и есть основная проблема. Недавно мы создали организацию, которая объединяет черкесских бизнесменов. И на первом же заседании мы приняли решение об интеграции с бизнесом на территории РФ – в республиках Северного Кавказа, в Краснодарском и Ставропольском краях, чтобы развивать контакты не только в области обмена студентов, но и в области бизнеса.

…Первостепенная заинтересованность, это, конечно, энергетика, газовый рынок. Это та сфера, которая быстро окупается и достаточно финансово емкая. Поэтому сейчас осуществляются поездки и подписываются меморандумы о намерениях. Это касается не только России, но и стран Ближнего Востока, где живут наши соотечественники. Это только начало, и, даст бог, данное направление будет развиваться.

Аскер Сохт:

Черкесы-предприниматели из Турции либо из любой иной страны работают в России в течение десятилетий. В экономических центрах нашей страны они представлены более масштабно. В депрессивные регионы их не заманить. Потому что они предприниматели. Этническое происхождение предпринимателей в России никого не интересует. Бизнес основан на иных принципах.

Правительство Турции взяло на себя обязательство по обучению языкам представителей этнических меньшинств. Есть ли уже примеры формирования классов для преподавания черкесского языка?

Яшар Асланкая:

Конечно же, это очень позитивный пример, мы сотрудничаем с министерством образования Турции. На сегодняшний день мы открыли 17 классов, в которых дети обучаются национальным языкам, и все расходы берет на себя министерство образования Турции.

Если в государственной школе набирается 10 учащихся, то формируется отдельный класс, где преподается их национальный язык. В основном это Кайсери – место компактного проживания черкесов, и там легко набрать нужное количество учеников. Также около города Адапазары открыли два класса по обучению абазинскому языку.

Аскер Сохт:

Да, действительно в рамках международных обязательств перед Советом Европы Турция более либерально стала относиться к языкам национальных меньшинств. Эти примеры в Турции имеются, но их крайне мало. Особенность здесь состоит в том, что в России черкесские дети в своем абсолютном большинстве приходят в школу, свободно владея родным языком.

Соответственно в рамках системы образования они изучают грамматику и литературу. В Турции в своем абсолютном большинстве черкесские дети родного языка не знают, потому система их обучения ориентирована на изучение языка, формирование и расширение словарного запаса, произношение, грамматику. Это требует иных методик, учебных пособий, квалификации педагогов и т.д. В этой части наблюдаются большие проблемы.

Какие именно решения, принятые на конгрессе МЧА, руководство организации не смогло воплотить в жизнь?

Яшар Асланкая:

Я не хочу обвинять главу МЧА Хаути Сохрокова одного, потому что мы все входим в МЧА, все являемся ее частями и, наверное, справедливей будет сказать, что это наша общая вина, что мы не смогли справиться с задачами.

Существует разное восприятие явлений, задач и способов их решения. Это объективно. Но точка зрения Хаути Сохрокова и людей, которые стоят вокруг него, стала превалировать. Скорее всего – из-за более широких возможностей распространения информации. Поэтому я очень рад предоставленной возможности до всех черкесов и всех людей кому эта тема не безразлична.

Аскер Сохт:

Таковых решений много. Потому что МЧА — это неправительственная организация, вопросы же, которые ставит МЧА требуют решений государственных органов. В свою очередь органы государственной власти могут прислушиваться к призывам МЧА, но могут их и игнорировать. Таковы правила взаимодействия государства и НКО.

«Международная Черкесская Ассоциация» («Дунейпсо Адыгэ Хасэ» ) является легитимной и единственной международной организацией, выражающей национально-культурные интересы черкесов (адыгов) России и зарубежья.

Деятельность

Деятельность Организации основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности, гласности, открытости, уважения прав и свобод человека и гражданина.

Целями Организации являются:

Объединение усилий и координация деятельности черкесских общественных объединений - членов Организации, содействующих возрождению и развитию культурного и духовного наследия черкесского народа, сохранению его национальной самобытности, восстановлению подлинной истории черкесов;

Содействие решению экономических, социальных, культурных и религиозных проблем, стоящих перед черкесским народом;

Содействие созданию необходимых условий для объединения черкесов и дальнейшего расширения связей черкесской диаспоры с исторической родиной;

Представление законных интересов, содействие защите экономических, социальных и иных прав членов Организации;

Содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных и иных конфликтов

Организация осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации, других государств, где имеются общественные объединения - члены Организации или обособленные подразделения Организации.

Организация выступала за независимость Абхазии . Как отметил в 2006 году президент ассоциации Касболат Дзамихов , «нас просто не устраивает политика нынешнего руководства Грузии в отношении Абхазии».

В августе 2008 года организация, комментируя действия грузинских вооружённых формирований во время войны в Южной Осетии , выпустила обращение к ОБСЕ , России и мировому сообществу с осуждением действий грузинского руководства: «Власти Грузии, ставящие собственные политические амбиции выше человеческих жизней и интересов своего народа, грубо и цинично нарушили все ранее достигнутые международные договоренности». Организация возложила ответственность на власти Грузии, отметив: «трагические события в Южной Осетии, спровоцированные открытой вооружённой агрессией Грузии против мирных жителей и группы российских миротворцев, повлёкшие за собой гибель многих сотен людей, многочисленные разрушения городов и сел, вызывают глубокое возмущение», «кровь погибших мирных жителей и воинов-миротворцев на совести грузинского руководства и возглавляемых ими вооруженных формирований».

По мнению ассоциации, «руководство Республики Грузия второй раз открывает кровопролитную войну и ввергает в очередной раз грузинский народ в трагическую ситуацию, противопоставляя его всем кавказским народам».

По инициативе МЧА, , в рамках решения вопросов депортации была создана специальная комиссия, состоящая из людей, хорошо знакомых со всеми проблемами соотечественников, прибывших из-за рубежа. В неё вошли и представители исполкома МЧА. Эта комиссия будет постоянно работать с различными государственными учреждениями, а помогать им будут и квалифицированные юристы .

История

В начале второй половины XIX в. адыги, претерпев неимоверные физические лишения и тяготы, находясь в состоянии демографической катастрофы, постепенно адаптируются к условиям проживания на чужбине. Оказавшись в чуждой языковой и культурно-исторической среде, черкесы столкнулись с опасностью возможной потери этнокультурной самобытности в результате ассимиляционных процессов, и смогли мобилизовать весь свой культурный потенциал для сохранения себя как этноса. Этому способствовали создаваемые с начала ХХ в. первые общественно-благотворительные и культурно-просветительские объединения. После младотурецкой революции особенно много черкесских общественных организаций возникают в Турции. Уже в 1908 году в Стамбуле организуется Черкесское общество единения и взаимопомощи (Хасэ). В 1928г. в Дамаске создается Черкесское общество по обучению и сотрудничеству. В октябре 1932г. в Аммане возникает Черкесская Благотворительная ассоциация. Черкесы (адыги) диаспоры преодолели много трудностей, чтобы сохранить свою самоидентификацию. В этом огромную роль сыграли названные и другие общественные объединения, которые в зависимости от времени и условий проживания занимались сохранением своей этнической культуры (языка, хабзэ, обрядности и т.д.). Самая большая проблема – это сужение сферы использования родного языка, которым даже внутри семьи уже не владеют младшие поколения. В последние десятилетия актуализировалось соотношение национального и религиозного в сознании и повседневной жизни адыгов. Представления об исторической родине на Кавказе, передаваемые в диаспоре от одного поколения другому, любовь к родному отечеству и при малейшей возможности стремление вернуться на родину – все это постепенно сложилось как национальная черкесская идея, объединявшая адыгские этнические группы в единое целое в странах проживания. Советское государство прекратило и запретило контакты и иные связи между черкесами (адыгами) Северного Кавказа и диаспорой. Зарубежным черкесам отказывали в репатриации, в посещении исторической родины. Положение изменилось после Второй мировой войны только в отношении определенных восточнославянских этнических групп (например, некрасовцев), которым разрешили вернуться в СССР.

Формирование двухполюсного мира, «холодная война» и политика «железного занавеса» являлись теми объективными факторами, которые разъединяли черкесов диаспоры и СССР. Турция, в которой проживало преобладающая часть соотечественников, стала членом НАТО, что не способствовало дружественным взаимоотношениям между странами.

В конце 1950-х – начале 1960-х, в период «оттепели» в Москве был организован Комитет по культурным связям с соотечественниками за рубежом. С 1966 года в Москве открылась ассоциация «Родина», филиалы которой были учреждены в некоторых союзных республиках и в Кабардино-Балкарии. По сути через эти организации стала выстраиваться система взаимоотношений между соотечественниками зарубежья и исторической родины. Начался обмен официальными делегациями, диаспора стала получать книги и журналы на родном языке, черкесская молодежь Иордании и Сирии, а позже Турции, получила возможность обучаться в вузах Кабардино-Балкарии и Адыгеи.

Демократические процессы в СССР с 1985 г. (политика «перестройки» и гласности) открыли черкесской диаспоре широкую дорогу на родину предков. С 1989 г. началась активная работа по созданию международной политической и культурной ассоциации черкесов. Инициаторами создания такой организации выступили адыги в Голландии и ФРГ во главе с Фатхи Раджабом и Батыраем Озбеком.

На рубеже 1980-1990гг. под влиянием общественно-политических изменений в СССР и других странах в черкесском мире происходит перелом в осознании своего этнического, культурного и языкового единства. В Кабардино-Балкарии, Адыгее, Карачаево-Черкесии, Краснодарском крае, Ставропольском крае и Абхазии возникают многочисленные общественные организации и национальные движения, в первую очередь «Адыгэ Хасэ». Они начинают активно ставить перед властями проблемы соотечественников, помощи возвращающимся репатриантам в оформлении документов, в поиске жилья и в их трудоустройстве. 4-5 мая 1990г. в поселении Ден Алердник (под Амстердамом) прошла первая организационная конференция, которая начала готовить общечеркесский конгресс. Он состоялся 19-20 мая 1991г. в Нальчике. В работе конгресса участвовали делегации от черкесского зарубежья Турции и Ближнего Востока (Сирии, Иордании и Израиля), Европы (Германия, Голландия и Франция), США, а также делегаты от общественных организаций Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи, Краснодарского края, Абхазии, официальные делегации названных республик и регионов. Конгресс создал Всемирную Черкесскую Ассоциацию, позже переименованную в Международную Черкесскую Ассоциацию (МЧА). Был принят Устав МЧА, зарегистрированный в Минюсте СССР и РФ. Согласно этого нормативного акта высшим органом МЧА стал Конгресс, созываемый раз в три года. Конгресс избирает Президента МЧА, Исполком и формирует Совет, которые осуществляют координацию работы всех черкесских обществ-учредителей МЧА. С первого дня функционирования МЧА её членом является и Абхазия. Всего состоялось 8 конгрессов МЧА: первый – 19-20 мая 1991г.; второй – 20-25 июля 1993г. (г.Майкоп, РА); третий – 24-26 июля 1996г. (г.Черкесск, КЧР); четвертый – 25-28 июня 1998г. (г.Краснодар); пятый – 26-28 июля 2000г. (г.Нальчик, КБР); шестой – 17-18 августа 2003г. (г.Нальчик, КБР); седьмой – 5-7 мая 2006г. (г.Стамбул, Турция); восьмой – 2-4 октября 2009г. (г.Майкоп, РА); девятый - октябрь 2012г. С 1991г. Президентами МЧА избирались Юрий Калмыков, Абубекир Схаляхо, Борис Акбашев, Заурби Нахушев, Касболат Дзамихов и Каншоуби Ажахов.

Документальные источники позволяют условно обозначить наиболее значимые этапы в истории МЧА. Этап становления организации приходится на первую половину 1990-х годов. Общая нестабильность политической жизни и кризисные явления на Северном Кавказе обусловили преобладание политических задач в деятельности МЧА. Следующий, переходный этап, охватывает вторую половину 1990-х годов. Стабилизация общеполитической ситуации в России при сохранении напряженности и конфликтов в регионе Северного Кавказа позволили осуществить лишь частичный поворот от политических к национально-культурным задачам. Третий, современный этап деятельности МЧА отражает укрепление российской государственности в начале 2000-х годов, перелом в тенденциях этнополитического развития на Северном Кавказе и позитивный поворот в положении национальных меньшинств в Турецкой Республике, где проживает около 6 млн черкесов (по данным Великого национального собрания Турции). Все это позволило вывести на новый уровень деятельность МЧА, наладить систематическую работу Исполкома и Совета с черкесскими объединениями (учредителями ассоциации) в Турции, Сирии, Иордании, Европе и США, сосредоточив основное внимание на решении актуальных общественно-политических и культурных задач этноса в XXI столетии. А если характеризовать условия существования на данном этапе, то черкесы (адыги), как и весь остальной мир, живут в условиях глобализации. Она способствует, с одной стороны, сближению стран и государств, открытию границ. Благодаря большей активности и подвижности увеличивается способность адыгов поддерживать между собой связи, где бы они ни жили. С другой стороны, там, где раньше существовали островки компактного проживания черкесских соотечественников в диаспоре, под влиянием той же урбанизации и глобализации они размываются. Тем самым масштабы рассеянности по миру не уменьшаются, а наоборот, увеличиваются.

Отделения международной организации «Адыгэ хасэ» есть во многих западных и ближневосточных странах, во всех вышеперечисленных республиках, в Москве, Санкт-Петербурге, - и все они активно работают.

Источники

Напишите отзыв о статье "Международная черкесская ассоциация"

Отрывок, характеризующий Международная черкесская ассоциация

Ужас тут же закончился.
Север участливо подошёл ко мне, и, видя, что я всё ещё сильно дрожу, ласково положил руку на голову. Он гладил мои длинные волосы, тихо шепча слова успокоения. И я постепенно начала оживать, приходя в себя после страшного, нечеловеческого потрясения... В уставшей голове назойливо кружился рой незаданных вопросов. Но все эти вопросы казались теперь пустыми и неуместными. Поэтому, я предпочитала ждать, что же скажет Север.
– Прости за боль, Изидора, но я хотел показать тебе правду... Чтобы ты поняла ношу Катар... Чтобы не считала, что они легко теряли Совершенных...
– Я всё равно не понимаю этого, Север! Так же, как я не могла понять вашу правду... Почему не боролись за жизнь Совершенные?! Почему не использовали то, что знали? Ведь почти что каждый из них мог одним лишь движением истребить целую армию!.. Зачем же было сдаваться?
– Наверное, это было то, о чём я так часто с тобой говорил, мой друг... Они просто не были готовы.
– Не готовы к чему?! – по старой привычке взорвалась я. – Не готовы сохранить свои жизни? Не готовы спасти других, страдавших людей?! Но ведь всё это так ошибочно!.. Это неверно!!!
– Они не были воинами, каким являешься ты, Изидора. – Тихо произнёс Север. – Они не убивали, считая, что мир должен быть другим. Считая, что они могли научить людей измениться... Научить Пониманию и Любви, научить Добру. Они надеялись подарить людям Знание... но не всем, к сожалению, оно было нужно. Ты права, говоря, что Катары были сильными. Да, они были совершенными Магами и владели огромной силою. Но они не желали бороться СИЛОЙ, предпочитая силе борьбу СЛОВОМ. Именно это их и уничтожило, Изидора. Вот почему я говорю тебе, мой друг, они были не готовы. А если уж быть предельно точным, то это мир не был готов к ним. Земля, в то время, уважала именно силу. А Катары несли Любовь, Свет и Знание. И пришли они слишком рано. Люди не были к ним готовы...
– Ну, а как же те сотни тысяч, что по всей Европе несли Веру Катар? Что тянулись к Свету и Знаниям? Их ведь было очень много!
– Ты права, Изидора... Их было много. Но что с ними стало? Как я уже говорил тебе раннее, Знание может быть очень опасным, если придёт оно слишком рано. Люди должны быть готовы, чтобы его принять. Не сопротивляясь и не убивая. Иначе это Знание не поможет им. Или ещё страшнее – попав в чьи-то грязные руки, оно погубит Землю. Прости, если тебя расстроил...
– И всё же, я не согласна с тобою, Север... Время, о котором ты говоришь, никогда не придёт на Землю. Люди никогда не будут мыслить одинаково. Это нормально. Посмотри на природу – каждое дерево, каждый цветок отличаются друг от друга... А ты желаешь, чтобы люди были похожи!.. Слишком много зла, слишком много насилия было показано человеку. И те, у кого тёмная душа, не хотят трудиться и ЗНАТЬ, когда возможно просто убить или солгать, чтобы завладеть тем, что им нужно. За Свет и Знание нужно бороться! И побеждать. Именно этого должно не хватать нормальному человеку. Земля может быть прекрасной, Север. Просто мы должны показать ей, КАК она может стать чистой и прекрасной...
Север молчал, наблюдая за мной. А я, чтобы не доказывать ничего более, снова настроилась на Эсклармонд...
Как же эта девочка, почти ещё дитя, могла вынести такое глубокое горе?.. Её мужество поражало, заставляя уважать и гордиться ею. Она была достойной рода Магдалины, хотя являлась всего лишь матерью её далёкого потомка.
И моё сердце снова болело за чудесных людей, чьи жизни обрывала всё та же церковь, лживо провозглашавшая «всепрощение»! И тут я вдруг вспомнила слова Караффы: «Бог простит всё, что творится во имя его»!.. Кровь стыла от такого Бога... И хотелось бежать куда глаза глядят, только бы не слышать и не видеть происходящее «во славу» сего чудовища!..
Перед моим взором снова стояла юная, измученная Эсклармонд... Несчастная мать, потерявшая своего первого и последнего ребёнка... И никто не мог ей толком объяснить, за что с ними вершили такое... За что они, добрые и невинные, шли на смерть...
Вдруг в залу вбежал запыхавшийся, худенький мальчик. Он явно прибежал прямиком с улицы, так как из его широкой улыбки валом валил пар.
– Мадам, Мадам! Они спаслись!!! Добрая Эсклармонд, на горе пожар!..

Эсклармонд вскочила, собираясь побежать, но её тело оказалось слабее, чем бедняжка могла предположить... Она рухнула прямиком в отцовские объятия. Раймонд де Перейль подхватил лёгкую, как пушинка, дочь на руки и выбежал за дверь... А там, собравшись на вершине Монтсегюра, стояли все обитатели замка. И все глаза смотрели только в одном направлении – туда, где на снежной вершине горы Бидорты (Bidorta) горел огромный костёр!.. Что означало – четверо беглецов добрались до желанной точки!!! Её отважный муж и новорождённый сынишка спаслись от звериных лап инквизиции и могли счастливо продолжать свою жизнь.
Вот теперь всё было в порядке. Всё было хорошо. Она знала, что взойдёт на костёр спокойно, так как самые дорогие ей люди жили. И она по-настоящему была довольна – судьба пожалела её, позволив это узнать.... Позволив спокойно идти на смерть.
На восходе солнца все Совершенные и Верящие катары собрались в Храме Солнца, чтобы в последний раз насладиться его теплом перед уходом в вечность. Люди были измученные, замёрзшие и голодные, но все они улыбались... Самое главное было выполнено – потомок Золотой Марии и Радомира жил, и оставалась надежда, что в один прекрасный день кто-нибудь из его далёких правнуков перестроит этот чудовищно несправедливый мир, и никому не надо будет больше страдать. В узком окне зажёгся первый солнечный луч!.. Он слился со вторым, третьим... И по самому центру башни загорелся золотистый столб. Он всё больше и больше расширялся, охватывая каждого, стоящего в ней, пока всё окружающее пространство полностью не погрузилось в золотое свечение.

Это было прощание... Монтсегюр прощался с ними, ласково провожая в другую жизнь...
А в это время внизу, у подножья горы, складывался огромный страшный костёр. Вернее, целое строение в виде деревянной площадки, на которой «красовались» толстые столбы...
Более двухсот Совершенных начали торжественно и медленно спускаться по скользкой, и очень крутой каменной тропинке. Утро стояло ветреное и холодное. Солнце глянуло из-за туч лишь на коротенькое мгновение... чтобы обласкать напоследок своих любимых детей, своих Катар, идущих на смерть... И снова ползли по небу свинцовые тучи. Оно было серым и неприветливым. И чужим. Всё вокруг было промёрзлым. Моросящий воздух напитывал влагой тонкие одежды. Пятки идущих застывали, скользя по мокрым камням... На горе Монтсегюр всё ещё красовался последний снег.

Внизу озверевший от холода маленький человек хрипло орал на крестоносцев, приказывая срубить побольше деревьев и тащить в костёр. Пламя почему-то не разгоралось, а человечку хотелось, чтобы оно полыхало до самих небес!.. Он заслужил его, он ждал этого десять долгих месяцев, и вот теперь оно свершилось! Ещё вчера он мечтал побыстрее возвратиться домой. Но злость и ненависть к проклятым катарам брала верх, и теперь ему уже хотелось только одного – видеть, как наконец-то будут полыхать последние Совершенные. Эти последние Дети Дьявола!.. И только тогда, когда от них останется лишь куча горячего пепла, он спокойно пойдёт домой. Этим маленьким человечком был сенешаль города Каркасона. Его звали Хюг де Арси (Hugues des Arcis). Он действовал от имени его величества, короля Франции, Филиппа Августа.
Катары спускались уже намного ниже. Теперь они двигались между двух угрюмых, вооружённых колон. Крестоносцы молчали, хмуро наблюдая за процессией худых, измождённых людей, лица которых почему-то сияли неземным, непонятным восторгом. Это охрану пугало. И это было, по их понятию, ненормально. Эти люди шли на смерть. И не могли улыбаться. Было что-то тревожное и непонятное в их поведении, от чего охранникам хотелось уйти отсюда побыстрей и подальше, но обязанности не разрешали – приходилось смиряться.
Пронизывающий ветер развевал тонкие, влажные одежды Совершенных, заставляя их ёжиться и, естественно, жаться ближе друг к другу, что сразу же пресекалось охраной, толкавшей их двигаться в одиночку.
Первой в этой жуткой похоронной процессии шла Эсклармонд. Её длинные волосы, на ветру развеваясь, закрывали худую фигурку шёлковым плащом... Платье на бедняжке висело, будучи невероятно широким. Но Эсклармонд шла, высоко подняв свою красивую головку и... улыбалась. Будто шла она к своему великому счастью, а не на страшную, бесчеловечную смерть. Мысли её блуждали далеко-далеко, за высокими снежными горами, где находились самые дорогие ей люди – её муж, и её маленький новорождённый сынишка... Она знала – Светозар будет наблюдать за Монтсегюром, знала – он увидит пламя, когда оно будет безжалостно пожирать её тело, и ей очень хотелось выглядеть бесстрашной и сильной... Хотелось быть его достойной... Мать шла за нею, она тоже была спокойна. Лишь от боли за любимую девочку на её глаза время от времени наворачивались горькие слёзы. Но ветер подхватывал их и тут же сушил, не давая скатиться по худым щекам.
В полном молчании двигалась скорбная колонна. Вот они уже достигли площадки, на которой бушевал огромный костёр. Он горел пока лишь в середине, видимо, ожидая, пока к столбам привяжут живую плоть, которая будет гореть весело и быстро, несмотря на пасмурную, ветреную погоду. Несмотря на людскую боль...
Эсклармонд поскользнулась на кочке, но мать подхватила её, не давая упасть. Они представляли очень скорбную пару, мать и дочь... Худые и замёрзшие, они шли прямые, гордо неся свои обнажённые головы, несмотря на холод, несмотря на усталость, несмотря на страх.. Они хотели выглядеть уверенными и сильными перед палачами. Хотели быть мужественными и не сдающимися, так как на них смотрел муж и отец...
Раймон де Перейль оставался жить. Он не шёл на костёр с остальными. Он оставался, чтобы помочь оставшимся, кто не имел никого, чтобы их защитить. Он был владельцем замка, сеньором, который честью и словом отвечал за всех этих людей. Раймонд де Перейль не имел права так просто умереть. Но для того, чтобы жить, он должен был отречься от всего, во что столько лет искренне верил. Это было страшнее костра. Это было ложью. А Катары не лгали... Никогда, ни при каких обстоятельствах, ни за какую цену, сколь высокой она бы ни оказалась. Поэтому и для него жизнь кончалась сейчас, со всеми... Так как умирала его душа. А то, что останется на потом – это уже будет не он. Это будет просто живущее тело, но его сердце уйдёт с родными – с его отважной девочкой и с его любимой, верной женой...

Перед Катарами остановился тот же маленький человечек, Хюг де Арси. Нетерпеливо топчась на месте, видимо, желая поскорее закончить, он хриплым, надтреснутым голосом начал отбор...
– Как тебя зовут?
– Эсклармонд де Перейль, – последовал ответ.

Народов. Ставит перед собой задачу возвращения адыгов и абхазо-абазин, проживающих в зарубежных странах, на историческую родину. В мае 1991 года в Нальчике в Кабардино-Балкарской республике проведён учредительный конгресс. В марте 2001 года ассоциация перерегистрирована Министерством юстиции РФ. Первым президентом был избран юрист и общественный деятель Юрий Хамзатович Калмыков .

Деятельность

Организация выступала за независимость Абхазии . Как отметил в 2006 году президент ассоциации Касболат Дзамихов , «нас просто не устраивает политика нынешнего руководства Грузии в отношении Абхазии».

В августе 2008 года организация, комментируя действия грузинских вооружённых формирований во время войны в Южной Осетии , выпустила обращение к ОБСЕ , России и мировому сообществу с осуждением действий грузинского руководства: «Власти Грузии, ставящие собственные политические амбиции выше человеческих жизней и интересов своего народа, грубо и цинично нарушили все ранее достигнутые международные договоренности». Организация возложила ответственность на власти Грузии, отметив: «трагические события в Южной Осетии, спровоцированные открытой вооружённой агрессией Грузии против мирных жителей и группы российских миротворцев, повлёкшие за собой гибель многих сотен людей, многочисленные разрушения городов и сел, вызывают глубокое возмущение», «кровь погибших мирных жителей и воинов-миротворцев на совести грузинского руководства и возглавляемых ими вооруженных формирований».

По мнению ассоциации, «руководство Республики Грузия второй раз открывает кровопролитную войну и ввергает в очередной раз грузинский народ в трагическую ситуацию, противопоставляя его всем кавказским народам».

Критика

Академик РАН, председатель подкомитета ГД ФС РФ по проблемам устойчивого развития, Герой Социалистического Труда Михаил Залиханов в издании «Российская Федерация сегодня » высказал следующее мнение о Международной организации «Адыгэ хасе » :

Отделения международной организации «Адыгэ хасе» есть во многих западных и ближневосточных странах, во всех вышеперечисленных республиках, и даже в Москве - и все они активно работают. Но, к сожалению, работают они не только ради развития собственной культуры, чтобы обогатить тем самым общероссийскую, внести свой вклад в дело создания российской гражданской нации. Они выступают как политические организации, формирующие новую национальную идеологию (во многом - шовинистическую и сепаратистскую), выдвигающие территориальные требования, стремящиеся влиять на региональные и даже федеральные органы власти. Представим себе, что за этим стоит только стремление всеми, пусть даже неблаговидными, методами создать единую моноэтническую республику в рамках России. Тогда зачем именно этими организациями ведется активная борьба за придание черкесам международного статуса разделенного народа, муссируется тезис о геноциде адыгов русскими в ХIХ веке, провозглашается лозунг: «Нет Олимпиаде на земле геноцида», делается все возможное, чтобы спровоцировать новый межнациональный конфликт на Кавказе?

Источники

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Международная фондовая биржа «Санкт-Петербург»
  • Международная экономика

Смотреть что такое "Международная черкесская ассоциация" в других словарях:

    Международная Черкесская Ассоциация

    Международная Черкесская ассоциация - межгосударственная организация адыгского и абхазо абазинского народов. Ставит перед собой задачу возвращения адыгов, проживающих в зарубежных странах, на историческую родину. В мае 1991 года в Нальчике в Кабардино Балкарской республике проведён… … Википедия

    Международная реакция на войну в Южной Осетии (2008) - Содержание 1 Международные организации 1.1 ООН 1.2 ОДКБ … Википедия



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх