Нормативы вывоза тбо для организаций. Нормы накопления тбо в россии

Каковы нормы накопления ТБО от организаций и предприятий?

Нормы накопления ТБО от организаций и предприятий за месяц и год нужны, чтобы рассчитать нормы вывоза отходов. Нормы накопления рассчитываются местными и региональными властями по результатам замеров. Какие установлены нормы ТБО в 2018 – 2019 году для физических и юридических лиц, читайте в этой статье.

Нормы накопления твердых бытовых отходов на 1 человека для населения: постановление № 269

Обратите внимание! Норматив накопления твердых коммунальных отходов (ТКО), ранее именовавшихся твердыми бытовыми отходами (ТБО), согласно ст. 1 закона «Об отходах…» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, — это среднее количество ТКО, образующихся в единицу времени. Далее по тексту эти сокращения - ТБО и ТКО - будут применяться в качестве синонимов.

В пп. 2, 4 постановления Правительства РФ «Об определении нормативов…» от 04.04.2016 № 269 уточняется, что нормы накопления ТБО для населения устанавливаются органами исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления дифференцированно:

  • для подведомственных им территорий;
  • физических и юридических лиц;
  • категорий объектов, на которых образуются отходы.

Расчет нормы ТБО на 1 человека согласно постановлению № 269 производится по следующей схеме:

Рекомендуем! В приложении 1 к Методическим рекомендациям, утв. приказом Минстроя России от 28.07.2016 № 524/пр, предлагаются расчетные единицы, по которым можно установить нормы накопления твердых бытовых отходов. Например, из расчета на 1 сотрудника административного учреждения.В тех же рекомендациях говорится о необходимости проводить замеры отходов каждые 5 лет, зимой в декабре или январе, весной в апреле и т. д.

Нормы накопления на 1 жильца/сотрудника в месяц, год: определение среднемесячного и среднегодового норматива накопления ТБО

После проведенного замера объема вывозимых ТКО региональными и муниципальными органами производится расчет нормы вывоза ТБО на человека в месяц.

Среднесуточная норма определянтся по формуле:

G = G1 / (n × 7),

где: G — расчетная единица в сутки;

G1 — суммарный объем отходов, установленный за период проведения замеров;

n — количество расчетных единиц.

При расчете среднемесячной нормы накопления ТБО применяется формула:

В постановлении № 269 предусмотрены и другие формулы расчетов, например среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки.

Важно! Региональный оператор, деятельность которого регулируется правилами, утв. постановлением Правительства РФ «Об обращении с ТКО» от 12.11.2016 № 1156, ежемесячно отчитывается о количестве собранных и утилизированных ТКО.

В Правилах коммерческого учета объема и массы ТКО (постановление Правительства РФ «Об утверждении…» от 03.06.2016 № 505), сказано, что коммерческий учет ТКО рассчитывается исходя из:

  • установленных нормативов и количества/объема наполненных мусорных контейнеров,
  • массы ТКО, определенной средствами измерения.

Первый способ используется при расчете с потребителями, второй — с операторами.

Среднегодовой норматив накопления ТБО на 1 сотрудника рассчитывается по формуле, указанной в пп. 19, 20 постановления № 269:

где: G1 — количественный показатель массы или объема.

Обратите внимание! Положения постановления № 269, методических рекомендаций, утв. приказом № 524/пр, не являются принципиально новыми. Скорее, они дублируют рекомендации, утв. Минжилкомхозом РСФСР 09.03.1982.

Как рассчитывается размер платы за услуги по вывозу отходов

Этот момент отрегулирован в Правилах предоставления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ «О предоставлении…» от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила):

  1. Размер платы за коммунальную услугу рассчитывают по формуле:

    P = n × (N / 12) × T,

    где: n — количество граждан, проживающих в доме или квартире;

    N — установленный норматив;

    T — тариф за услуги регионального оператора.

    Возможен расчет стоимости коммунальной услуги и исходя из площади жилого помещения:

    P = S × (N / 12) × T,

    где: S — общая площадь дома или квартиры.

  2. По новым правилам услуги вывоза ТКО оплачивают и собственники нежилых помещений. Для них в п. 9 (5) приложения 2 к Правилам установлена следующая формула расчета:

    P = K × (N / 12) × T,

    где: K — количество расчетных единиц для нежилого помещения.

Пока нормативы не установлены, собственники нежилых помещений оплачивают услуги исходя из объема вывезенных контейнеров.

Таким образом, норма ТБО на человека в год устанавливается на региональном или местном уровне соответствующими органами власти. Они могут дифференцировать нормативы, установить, например, нормы накопления ТБО для организаций определенного вида. В дальнейшем расчет услуг по обращению с ТКО производится исходя из установленных величин.

В целях упорядочения расчетов с организациями и предприятиями за услуги по сбору, вывозу и обезвреживанию бытовых отходов:

1. Утвердить с 01.01.99 нормы накопления твердых бытовых отходов от предприятий и организаций г. Москвы в соответствии с приложением.

2. Жилищным организациям города при заключении договоров на сбор, вывоз и обезвреживание твердых отходов строго руководствоваться утвержденными нормами накопления (п. 1).

3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Никольского Б.В.


Премьер Правительства Москвы Ю.М. Лужков


НОРМЫ НАКОПЛЕНИЯ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ ОТ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ Г. МОСКВЫ


┌───┬──────────────────────────────┬───────────────────┬─────────────┐ │N │Наименование объекта │Среднегодовая норма│При плотности│ │п/п│ │накопления отходов │кг/куб. м │ │ │ │ед. измерения │ │ │ │ ├─────────┬─────────┤ │ │ │ ед. изм.│ кг │ куб. м │ │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ ├───┴──────────────────────────────┴─────────┴─────────┴─────────────┤ │ I. Предприятия торговли │ ├───┬──────────────────────────────┬─────────┬─────────┬─────────────┤ │1. │Продовольственный магазин │ │ │ │ │ │(на 1 кв. м торговой площади) │ 348 │ 1,74 │ 200 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │2. │Универсам (на 1 кв. м │ │ │ │ │ │торговой площади) │ 252 │ 1,40 │ 180 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │3. │Павильон (на 1 кв. м торговой │ │ │ │ │ │площади) │ 570 │ 2,85 │ 200 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │4. │Лоток (на 1 торговое место) │ 680 │ 3,40 │ 200 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │5. │Палатка, киоск (на 1 кв. м │ │ │ │ │ │торговой площади) │ 866 │ 5,09 │ 170 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │6. │Торговля с машин │ │ │ │ │ │(на 1 торговое место) │ 849 │ 5,30 │ 160 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │7. │Промтоварный магазин │ │ │ │ │ │(на 1 кв. м торговой площади) │ 139 │ 0,77 │ 180 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │8. │Хозтовары (на 1 кв. м торговой│ │ │ │ │ │площади) │ 206 │ 1,29 │ 160 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │9. │Супермаркет (универмаг) │ │ │ │ │ │(на 1 кв. м торговой площади) │ 157 │ 0,87 │ 180 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │10.│Рынки продовольственные │ │ │ │ │ │(на 1 кв. м общей площади) │ 363 │ 1,21 │ 300 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │11.│Ярмарки промтоварные │ │ │ │ │ │(на 1 кв. м общей площади) │ 276 │ 0,99 │ 280 │ ├───┴──────────────────────────────┴─────────┴─────────┴─────────────┤ │ II. Административные здания, учреждения, конторы │ ├───┬──────────────────────────────┬─────────┬─────────┬─────────────┤ │ 1.│Научно - исследовательские, │ │ │ │ │ │проектные институты и │ │ │ │ │ │конструкторские бюро │ │ │ │ │ │(на 1 сотрудника) │ 156 │ 1,42 │ 110 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │ 2.│Сбербанки, банки │ │ │ │ │ │(на 1 сотрудника) │ 75 │ 0,62 │ 120 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │ 3.│Отделения связи │ │ │ │ │ │(на 1 сотрудника) │ 104 │ 0,95 │ 110 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │ 4.│Административные и другие │ │ │ │ │ │учреждения, офисы │ │ │ │ │ │(на 1 сотрудника) │ 131 │ 1,19 │ 110 │ ├───┴──────────────────────────────┴─────────┴─────────┴─────────────┤ │ III. Медицинские учреждения │ ├───┬──────────────────────────────┬─────────┬─────────┬─────────────┤ │ 1.│Аптеки (на 1 кв. м торговой │ │ │ │ │ │площади) │ 48 │ 0,44 │ 110 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │ 2.│Больницы (на 1 койку) │ 402 │ 2,01 │ 200 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │ 3.│Поликлиники (на 1 посещение) │ 12 │ 0,07 │ 170 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │ 4.│Санатории, пансионаты │ │ │ │ │ │(на 1 койку) │ 169 │ 1,00 │ 170 │ ├───┴──────────────────────────────┴─────────┴─────────┴─────────────┤ │ IV. Автотранспортные предприятия │ ├───┬──────────────────────────────┬─────────┬─────────┬─────────────┤ │ 1.│Автомастерские (на 1 машино - │ │ │ │ │ │место) │ 46 │ 0,22 │ 210 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │ 2.│Автозаправочные станции │ │ │ │ │ │(на 1 машино - место) │ 23 │ 0,11 │ 200 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │ 3.│Автостоянки и парковки │ │ │ │ │ │(на 1 машино - место) │ 23 │ 0,11 │ 200 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │ 4.│Гаражи (на 1 машино - место) │ 22 │ 0,16 │ 140 │ ├───┴──────────────────────────────┴─────────┴─────────┴─────────────┤ │ V. Дошкольные и учебные заведения │ │ │ │ Утратил силу. - Распоряжение Правительства Москвы │ │ от 15.08.2002 N 1197-РП. │ ├────────────────────────────────────────────────────────────────────┤ │ VI. Предприятия службы быта │ ├───┬──────────────────────────────┬─────────┬─────────┬─────────────┤ │ 1.│Ремонт бытовой, радио- и │ │ │ │ │ │компьютерной техники │ │ │ │ │ │(на 1 кв. м общей площади) │ 15 │ 0,07 │ 210 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │ 2.│Ремонт и пошив одежды │ │ │ │ │ │(на 1 кв. м общей площади) │ 23 │ 0,13 │ 180 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │ 3.│Химчистки и прачечные │ │ │ │ │ │(на 1 кв. м общей площади) │ 20 │ 0,19 │ 105 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │ 4.│Парикмахерские и косметические│ │ │ │ │ │салоны (на 1 посадочное место)│ 32 │ 0,23 │ 140 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │ 5.│Гостиницы (на 1 место) │ 192 │ 1,13 │ 170 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │ 6.│Общежития (на 1 место) │ 215 │ 1,13 │ 190 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │ 7.│Предприятия общественного │ │ │ │ │ │питания (кафе, рестораны, │ │ │ │ │ │бары, закусочные и т.п.) │ │ │ │ │ │(на 1 место) │ 307 │ 0,73 │ 420 │ ├───┴──────────────────────────────┴─────────┴─────────┴─────────────┤ │ VII. Культурно - спортивные учреждения │ ├───┬──────────────────────────────┬─────────┬─────────┬─────────────┤ │ 1.│Клубы, кинотеатры, концертные │ │ │ │ │ │залы, театры, библиотеки │ │ │ │ │ │(на 1 место) │ 27 │ 0,18 │ 150 │ ├───┼──────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┤ │ 2.│Спортивные арены, стадионы │ │ │ │ │ │(на 1 место) │ 43 │ 0,26 │ 170 │ ├───┴──────────────────────────────┴─────────┴─────────┴─────────────┤ │ │ ├───┬──────────────────────────────┬─────────┬─────────┬─────────────┤ │ │Железнодорожные и автовокзалы,│ │ │ │ │ │аэропорты, речные порты │ │ │ │ │ │(на 1 пассажира) │ 145 │ 0,80 │ 180 │ └───┴──────────────────────────────┴─────────┴─────────┴─────────────┘
  • Постановление главы Волоколамского района МО от 30.10.2002 N 1142 Об изменении норм накопления бытовых отходов на одного жителя Волоколамского района" "Дифференцированными нормами накопления бытовых отходов в жилых зданиях)
  • Постановление главы Ленинского муниципального района МО от 03.11.2010 N 193 Об отмене постановления главы Ленинского муниципального района Московской области от 23.01.2008 N 4 "Об утверждении норм накопления твердых бытовых, жидких бытовых отходов, крупногабаритных отходов и мерах по повышению санитарной очистки территории Ленинского муниципального района"
  • Постановление главы г. Серпухова МО от 10.01.2002 N 11 О нормативах накопления твердых бытовых отходов; ставках оплаты за жилье (техническое обслуживание, содержание и ремонт жилищного фонда), вывоз и захоронение твердых бытовых отходов и расчете жилищных субсидий
  • Решение Совета депутатов городского округа Краснознаменск МО от 31.05.2013 N 95/6 Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов жилого фонда и объектов социально-культурного назначения, учреждений, организаций и предприятий на территории городского округа Краснознаменск Московской области
  • Постановление администрации городского округа Фрязино МО от 19.05.2011 N 277 О признании утратившим силу постановления главы города от 28.04.2008 N 289 "Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора (ТБО и КГМ) для предприятий и организаций г. Фрязино"
  • Постановление главы Зарайского муниципального района МО от 30.07.2010 N 1135/7 О внесении изменения в постановление главы Зарайского муниципального района от 04.07.2007 N 582/7 "Об утверждении норм накопления твердых бытовых и крупногабаритных отходов от объектов жилищного фонда, предприятий и организаций Зарайского муниципального района"
  • Постановление главы городского округа Серпухов МО от 24.12.2008 N 2450 О внесении изменений в постановление главы города от 15.10.2007 N 2233 "Об утверждении норм накопления твердых бытовых и крупногабаритных отходов от объектов жилищного фонда, предприятий и организаций города Серпухова"

МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РСФСР
ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
АКАДЕМИЯ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА им. К. Д. ПАМФИЛОВА

Утверждаю

Зам. министра жилищно-

коммунального хозяйства РСФСР

А . П. Иванов

9 мар та 1982 г.

Отдел научно-технической информации АКХ

Москва 1982

Рекомендации предназначены для жилищно-коммунальных и других организаций, планирующих и осуществляющих работы по сбору, удалению и обезвреживанию твердых бытовых отходов, определяющих потребность в машинах, механизмах и оборудовании для этой цели, мощность сооружений и предприятий для обезвреживания и переработки отходов.

Рекомендация и ориентировочные нормы разработаны на основе работ, выполненных отделом санитарной очистки городов АКХ им. К.Д. Памфилова (канд. с.-х. наук А.М. Кузьменкова, канд. техн. наук В.В. Разнощик) при участии Уральского научно-исследовательского института Академии.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1. Работа по определению или уточнению норм накопления твердых бытовых отходов проводится специальной комиссией, создаваемой гор-, рай-, облисполкомом. Нормы вводятся в действие на основании решения горисполкома.

К твердым бытовым отходам, входящим в норму накопления от населения и удаляемым транспортом спецавтохозяйств, относятся отходы, образующиеся в жилых зданиях, включая отходы от текущего ремонта квартир, отходы от отопительных устройств местного отопления, смет, опавшие листья, собираете с дворовых территорий, и крупные предметы домашнего обихода (при отсутствии систем специализированного обора крупногабаритных отходов).

2. Методика определения норм накопления твердых бытовых отходов, предназначена для определения количества накапливающихся и фактически удаляемых отходов.

3. Основными показателями при определении норм накопления отходов являются: масса, объем, средняя плотность и коэффициенты суточной неравномерности накопления.

4. Нормы накопления устанавливаются для жилых зданий и для объектов общественного назначения (как встроенных в них, так и отдельно стоящих), имеющих основной удельный вес в общем балансе отходов и вывозимых спецавтохозяйствами.

5. Нормы накопления отходов определяются: по жилым домам - на одного человека; по объектам культурно-бытового назначения (гостиницы, кинотеатра и т.д.) - на одно место; по магазинам и складам - на 1 м2 торговой площади.

6. Нормы накопления отходов изменяются в зависимости от благоустройства зданий (система отопления, наличие квартирных плит, водопровода и канализации), наличия раздельного сбора отдельных составляющих отходов (пищевых отходов, макулатуры и т.д.) и местных условий.

7. При центральном отоплении и использовании газа или электроэнергии для приготовления пищи отходы топлива в квартирах полностью отсутствуют. Вместе с тем исключается возможность сжигания горючей части отходов (бумага, картон, древесина и т.п.) Это увеличивает объем отходов и уменьшает их среднюю плотность.

8. Отсутствие канализации приводит к увлажнению и повышению средней плотности и общей массы твердых отходов. Наличие канализации позволяет сбрасывать некоторую часть отходов через санитарные приборы, устраняя повышение влажности отходов и приводя к уменьшению массы отходов и их средней плотности.

9. Рост обеспеченности бумагой и упаковочными материалами (наличие фабричной и торговой упаковки товаров) приводит к увеличению содержания упаковочных материалов в отходах, значительному повышению их объема и снижению средней плотности при незначительном увеличении общей массы.

10. При сборе отдельных составляющих в качестве вторичного сырья (пищевых отходов, бумаги, металла и пр.) соответственно снижается количество вывозимых отходов. По пищевым отходам снижение массы может составлять свыше 36 кг в год на 1 чел., а по другим видам вторичного сырья снижение массы может достигать 20 кг в год на 1 чел.

11. Климатические и местные условия оказывают влияние на нормы накопления в связи с различной продолжительностью отопительного периода (от 150 дней в южной зоне до 300 дней в северной), периода подметания дворов и тротуаров (от 150 дней в северной зоне до 300 дней в южной), озелененности микрорайонов, а также потреблением населением овощей и фруктов. В зависимости от местных условий убираемая площадь дворовых территорий и тротуаров принимается равной 2-5 м2/чел., а площадь зеленых насаждений - около 4-12 м2/чел.

12. Определение норм накопления твердых бытовых отходов производятся отдельно для зданий с различным уровнем благоустройства. Для проведения натурных замеров выделяются жилые здание без арендаторов двух типов: благоустроенные дома, использующие газ или электроэнергию для приготовления пищи и бытовых нужд, имеющие водопровод, канализацию, центральное отопление; неблагоустроенные дома с печным отоплением, не имеющие водопровода и канализации.

13. На выбранные объекты перед проведением замеров составляют санитарные паспорта, в которых отражаются количество населения, проживающего в данном домовладении, количество мест (для объектов общественного назначения - гостиницы), степень благоустройства зданий, площадь дворовых территорий, в том числе с твердым покрытием и занятая зелеными насаждениями (форма - приложения). При раздельном сборе отдельных составляющих отходов указывается их количество.

ВЫБОР УЧАСТКОВ

14. Для определения фактического накопления отходов, образующихся от населения, выделяются участки со следующим количеством проживающего населения: в городах с населением до 300 тыс. чел. участки выбираются с охватом 2 % населения общего числа жителей по каждому виду благоустройства; в городах с населением 300-500 тыс. чел. - 1 %; в городах с населением более 500 тыс. чел. - 0,3 %.

15. По культурно-бытовым объектам выбираются наиболее характерные для данного города объекты в количестве не менее 2.

16. Сбор и замеры количества отходов должны исключать смешивание отходов от объектов различного назначения.

17. При определении накопления отходов целесообразно использовать стандартные контейнеры емкостью 0,75 м3. С целью более полного учета образующихся отходов и определения коэффициента неравномерности накопления предусматривается установка дополнительных контейнеров (уточняется при обследовании выбранных участков). До начала замеров все контейнеры должны быть полностью очищены.

18. Нормы накопления определяются по сезонам года. Замеры проводятся в течение 7 дней (без перерыва) независимо от периодичности вывоза отходов. При определении норм накопления необходимо исключать уплотнение отходов в контейнерах обслуживающим персоналом.

Оптимальные сроки определены норм накопления: зима - декабрь-январь; весна - апрель; лето - июнь-июль; осень - сентябрь-октябрь.

19. Результаты замеров по каждому объекту заносятся в специальный бланк (форма приложения).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССЫ И ОБЪЕМА ОТХОДОВ

20. Определение массы и объема накапливающихся отходов производится следующим образом.

Перед установкой контейнера на машину в нем разравниваются отходы, и мерной линейкой (выполнена из дерева, окрашена масляной краской; объемные деления нанесены на одной стороне, нуль совпадает с верхом контейнера) определяется объем отходов (рисунок). Масса накапливающихся отходов определяется путем взвешивания заполненных контейнеров при помощи динамометра и последующего вычитания массы порожнего контейнера. В случае заполнения всех восьми контейнеров в одном домовладении допускается определение массы отходов проводить путем взвешивания загруженной и порожней машины на автомобильных весах (цена деления 10 кг).

Схема рейки для определения объема твердых бытовых отходов в контейнере

21. После обработки первичных материалов по замерам полученные данные (касса, объем) для каждой однородной группы объектов суммируются по дням недели и заносятся в сводную месячную (сезонную) ведомость накопления (форма приложения).

РАСЧЕТ НОРМ НАКОПЛЕНИЯ ОТХОДОВ

22. Определение суточной нормы накопления на 1 чел. в объемных показателях и по массе за сезон производится по формулам () и ():

где Vc . c - суточное накопление отходов, л/чел.; Vo - объем удаляемых отходов с изучаемого объекта за период определения, л; n - число проживающих, чел.; a - продолжительность определения норм накопления (7 сут);

где Gc . c - суточное накопление отходов, кг/чел.; Go - масса удаляемых отходов с изучаемого объекта за период определения норм, кг.

23. Среднемесячное (сезонное) накопление отходов используется для расчета среднесезонных и годовых показателей накопления отходов, а также их средней плотности и наибольших коэффициентов неравномерности (форма приложения).

24. Определение среднегодовой суточной нормы накопления на 1 чел. в объемных показателях и по массе производится по формулам () и ():

где Vo - среднесезонная суточная норма накопления, л/чел.; з , в , л , о - индексы, обозначающие сезоны года - зима, весна, лето, осень; 4 - количество сезонов;

где G δ - среднесезонная суточная норма накопления, кг/чел.

25. Определение годовой нормы накопления на 1 чел. в объемных показателях и по массе производится по формулам () и ():

где γ - средняя плотность отходов, кг/л или кг/м3.

27. Наибольшие годовые коэффициенты неравномерности накопления отходов по объему и массе определяются по формулам () и ():

где K - коэффициент суточной неравномерности накопления отходов по объему; VMc . c - наибольшее суточное накопление отходов, л/чел.;

где K 1 - коэффициент суточной неравномерности накопления отходов по массе; GM с.с - наибольшее суточное накопление отходов, кг/чел.

28. В случае применения на выбранных участках раздельного сбора отдельных составляющих отходов (пищевые отходы, бумага и т.д.) количество их добавляется к полученным нормам накопления. Это обеспечивает правильность взаиморасчетов. Например, вывоз пищевых отходов осуществляется спецавтохозяйствами бесплатно, но их количество учитывается в общих нормах накопления.

29. Обработка данных по определению накопления отходов производится в тот же день, но не позже, чем на другой день после замеров, и в случае получения сомнительных данных принимаются меры к выяснению причин отклонения и их устранению.

30. Работы по уточнению норм накопления твердых бытовых отходов целесообразно проводить каждые 5 лет.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Обо рудование, необходимое для определения норм накопления твердых бытовых отходов

1. Мерная линейка на 1,5 м

2. Автомобильные весы А-10 с пределом измерения до 10 кг, точность ±5 кг

3. Динамометры на 500 кг, марка ДПУ-0,5/2, точность ±5 кг

Приложение 2

Санитарный паспорт домовладения

Город _______________________

1. Адрес ___________________________________________________________________

2. Этажность _______________________________________________________________

3. Номер домовладения ______________________________________________________

4. Количество проживающих, чел. ____________________________________________

5. Уровень благоустройства:

а) наличие водопровода, канализации, газа _____________________________________

б) вид отопле ния (центральное, печное, местное, плиты) (подчеркнуть)

в) вид топлива - уголь (бурый, каменный, антрацит), дрова, газ и др. __________________________________________________________________________

г) площадь дворовой территории, м2 ___________________________________________

в том числе:

под зелеными насаждениями _______________________________________

под твердым покрытием ___________________________________________

из них тротуары __________________________________________________

6. Тип контейнеров, их количество и емкость ___________________________________

__________________________________________________________________________

7. Периодичность вывоза отходов _____________________________________________

8. Производится ли раздельный сбор пищевых отходов и вторичного сырья (каких и сколько) __________________________________________________________________

Приложение 3

Санитарный паспорт объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений

Город _______________________

1. Наименование объекта ____________________________________________________

2. Адрес ___________________________________________________________________

3. Встроенные или отдельно стоящие (для последнего указать этажность) __________________________________________________________________________

4. Количество мест (для магазинов указать число рабочих мест и наличие отделов, для ателье - количество заказов) _____________________________________________ __________________________________________________________________________

5. Пропускная способность в сутки:

для зрелищных предприятий (число мест) _______________________________

для предприятий общественного питания (число блюд) _____________________________________________________________________

6. Количество обслуживающего персонала, чел. _________________________________

7. Общая площадь помещений, м2 _____________________________________________

В том числе:

торговая _____________________________________________________________

складская и подсобная _________________________________________________

8. Площадь дворовой территории, м2 __________________________________________

В том числе:

под зелеными насаждениями ___________________________________________

под твердым покрытием _______________________________________________

9. Тип контейнеров, их количество и емкость ___________________________________

__________________________________________________________________________

10. Периодичность вывоза отходов ____________________________________________

11. Производится ли раздельный сбор пищевых отходов и вторсырья (каких и сколько) __________________________________________________________________________

Приложение 4

Ведомость для первичных записей определения массы и объема твердых бытовых отходов в контейнерах

Дата проведения замеров

Дни недели

Наименование объекта и адрес

Количество единиц измерения (чел., мест и т.д.)

Номер контейнеров*

Полная емкость контейнера, л

Номер заполнения контейнера

Объем отходов, л

Масса, кг

Номер порожнего контейнера, поставленного на объекте (дополнительно)

Собрано, кг

Примечание (указывается арендатор и собирается ли уличный смет)

контейнера заполненного

контейнера порожнего

пищевых отходов

вторичного сырья

* Запись в гр. 5-12 проводится для каждого контейнера в отдельной строке.

** Заполняются только гр. 4, 8, 11.

Приложение 5

Сводная ведомость накопления твердых бытовых отходов по группам объектов

с __________ по ________________ месяца____________ 19_________ г.

Тип благоустройства ____________________

Дни недели

Кол-во измеряемых единиц, чел., место

Накопление

Средняя плотность, кг/м3

Всего собрано, кг

На 1 измеряемую единицу

на 1 измеряемую единицу

пищевых отходов

вторсырья

Понедельник

Воскресенье

Среднее за одни сутки

Приложение 6

Сводная годовая ведомость накопления твердых бытовых отходов

Уровень благоустройства ____________________

Кол-во измеряемых единиц

Накопление отходов

Коэффициент неравномерности

Раздельный набор, кг

на 1 измеряемую единицу в сутки

На 1 измеряемую единицу в сутки

пищевых отходов

вторсырья

пищевых отходов

вторсырья

Среднее за одни сутки

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.03.2017, N 0001201703060018) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 года N 232);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.09.2018, N 0001201809240004).
____________________________________________________________________


В соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

2. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой в 2-месячный срок утвердить методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов в части, касающейся проведения замеров отходов, определения расчетных единиц и категорий объектов, на которых образуются отходы.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 4 апреля 2016 года N 269

1. Настоящие Правила устанавливают порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее соответственно - нормативы, отходы), включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.

2. Нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (далее - уполномоченные органы).

3. В целях определения нормативов в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.

4. Нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении:

а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;

г) видов и групп отходов, а также групп однородных отходов.
(Полпункт дополнительно включен со 2 октября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2018 года N 1094)

6. Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов.

7. В целях определения нормативов проводятся замеры отходов. Для этого выбираются участки поселений и городских округов, на территории которых проживают:

а) не менее 2 процентов общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения до 300 тыс. человек;

б) не менее 1 процента общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения 300-500 тыс. человек;

в) не менее 0,5 процента общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения свыше 500 тыс. человек.

8. На выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов.

9. В целях определения массы и объема отходов в процессе проведения замеров отходов используются контейнеры, бункеры и полиэтиленовые мешки.

10. При проведении замеров отходов исключается смешивание отходов объектов различных категорий и уплотнение отходов.

11. Замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов.

12. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели.

13. Норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу.

14. Расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом.

15. Среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки (), для i-го объекта j-й категории определяется по формуле:

где:

- масса отходов i-го объекта j-й категории, накопленных за период проведения замеров отходов, кг;


постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 года N 232 .

15_1. Среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки (), для объектов j-й категории определяется по формуле:

где:

- среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, для i-го объекта j-й категории, кг/сут;


постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 года N 232)

16. Среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки (), для i-го объекта j-й категории определяется по формуле:

где:

- объем отходов i-го объекта j-й категории, накопленных за период проведения замеров отходов, куб.м;

n - количество расчетных единиц i-го объекта j-й категории;

7 - продолжительность проведения замеров отходов, суток.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 14 марта 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 года N 232 .

16_1. Среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки (), для объектов j-й категории определяется по формуле:

где:

- среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, для i-го объекта j-й категории, куб.м/сут;

m - количество объектов j-й категории, на которых проводились замеры отходов.
(Пункт дополнительно включен с 14 марта 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 года N 232)

17. Среднесезонный суточный норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки (), определяется по формуле:


где:

- среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, для объектов j-й категории;

з, в, л, о - индексы, обозначающие сезоны года (зима, весна, лето, осень);

4 - количество сезонов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 14 марта 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 года N 232 .

18. Среднесезонный суточный норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки (), определяется по формуле.

Нормы накопления ТБО - это количество твердых бытовых отходов, образующихся на одну расчетную единицу (для жилищного фонда - 1 человек или 1 мес­то в гостинице; для магазинов и складов - 1 кв.м. торговой площади) в единицу времени (день, год). Нормы накопления измеряются в единицах кг или л, кубических метрах.

На территории субъектов РФ общий объем твердых бытовых отходов (ТБО) составляет около 150 млн. кубических метров или 30 млн. тонн в год.

Основным фактором, влияющим на стратегию управления твердыми бытовыми отходами любого города, являются нормы накопления ТБО. Действительно, только имея достоверную инфор­мацию о количестве накапливающихся в городе отходов можно грамотно планировать всю цепочку - сбор - транспорт - обезврежи­вание и утилизацию ТБО.

При выборе метода и технологии обезвреживания и после­дующей утилизации необходимо получить полную информацию о морфологическом и элементном составе и свойствах ТБО, в том числе теплотехнических. Для решения вопроса о возможности и целесообразности метода биотермического обезвреживания и пе­реработки ТБО необходима информация о содержании органиче­ского вещества, удобрительных элементов и т. д.

К ТБО, входящим в норму накопления от населения и уда­ляемым транспортом спецавтохозяйства, относятся отходы, обра­зующиеся в жилых и общественных зданиях (включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств местного отопления, смет, опавшие листья, собираемые с дворо­вых территорий, и крупные предметы домашнего обихода при отсутствии системы специализированного сбора крупногабарит­ных отходов.

Нормы накопления ТБО образуются из двух источников:

  • жилых зданий;
  • учреждений и предприятий общественного назначения (общественного питания, учебных, зрелищных, гостиниц, дет­ских садов и др.).

На нормы накопления и состав ТБО влияют такие факторы, как степень благоустройства жилищного фонда (наличие мусоро­проводов, газа, водопровода, канализации, системы отопления), этажность, вид топлива при местном отоплении, развитие об­щественного питания, культура торговли и, что не менее важно, образ жизни и степень благосостояния населения. В неблаго­устроенных жилых домах (с местным отоплением на твердом топливе) в ТБО попадает зола, что резко увеличивает норму накопления ТБО.

Также важны климатические условия - различная продолжи­тельность отопительного периода (от 150 дней в южной зоне до 300 дней в северной); потребление населением овощей и фруктов и т. д. Для крупных городов нормы накопления несколько выше, чем для средних и малых городов.

При проектировании мусороперерабатывающих предприя­тий иногда приходится сталкиваться с неверными нормами на­копления ТБО, что приводит к недогрузке пущенного в эксплуа­тацию комплекса. Именно поэтому, необходимо очень серьезно относиться к необходимости периодической проверки, в каждом конкретном регионе, норм накопления ТБО.

Таблица 1. Ориентировочные нормы накопления ТБО

Примечания:
Под благоустроенными жилыми домами подразумевается дома с газом, центральным отоплением, водопроводом, канализацией

Нормы накопления учреждений и предприятий обществен­ного назначения в крупных городах составляют 30...50 % от норм накопления жилых зданий.

Для Москвы в соответствии с Постановлением Правитель­ства Москвы от 12 января 1999 г. N 16 (ППМ) "Об утверждении норм накопления бытовых отходов и крупногабаритного мусора" установлены следующие нормы:
Норматив накопления твердых бытовых отходов на одного жи­теля г. Москвы в объеме 1,31 м3 (262 кг) в год.
Норматив образования крупногабаритных отходов на одного жителя г. Москвы в объеме 0,37 м3 (77 кг) в год.

В таблице 2 представлены действующие с 01.01.99 г нор­мы накопления ТБО от предприятий и организаций Москвы. В городах, меньших, чем Москва, нормы накопления ТБО от пред­приятий и организаций могут оказаться существенно ниже. Таким образом, данные табл. 3.1 и 3.2 могут использоваться в других городах (не для Москвы) только для ориентировочных расчетов, так как для разных городов нормы накопления меняются в широ­ких пределах.

Следует заметить, что нормы накопления ТБО от торговых предприятий, по мере роста числа торговых предприятий в горо­де, снижаются. В городах, меньших, чем Москва, нормы накопле­ния ТБО от предприятий и организаций могут также существенно отличаться.

Фактические нормы накопления ТБО определяют для каж­дого конкретного города в соответствии с "Рекомендациями по определению норм накопления ТБО для городов РСФСР".

Определение фактических норм накопления ТБО проводят по всем сезонам года. Для определения фактического накопления ТБО, образующихся от населения, выбирают участки с такой чис­ленностью жителей:

  • в городах с населением до 300 тыс. чел. - участки с охватом 2 % населения;
  • в городах с населением 300...500 тыс. чел. -1 %;
  • в городах с населением более 500 тыс. чел. - 0,5 %.

По культурно-бытовым объектам выбирают не менее двух наиболее характерных объектов. Замеры проводятся в течение семи дней (без перерыва). Массу накапливающихся ТБО опреде­ляют регулярным взвешиванием всех загружаемых в мусоровоз контейнеров. Допускается взвешивание пустого и заполненного мусоровоза и определение объема всех загруженных в машину ТБО. При определении объема накапливающихся ТБО обязатель­но проверяют степень заполнения контейнеров, для чего материал в контейнере разравнивают и рейкой измеряют высоту свободного пространства над ТБО. При замерах должно быть исключено уплотнение ТБО в контейнере обслуживающим персоналом.

Нормы накопления ТБО вводятся в действие на основании решения местных органов власти. Уточнение норм накопления ТБО целесообразно проводить каждые 5 лет.

Норма накопления ТБО по массе возрастает в пределах 0,3...0,5 % в год, а по объему - 0,5... 1,5% в год.

Таблица 2. Нормы накопления ТБО от организаций и предприятий Москвы

Объект образования отходов Расчетная единица Норма накопления Плотность кг/м 3
кг/год м 3 /год
I. Предприятия торговли
Продовольственный магазин На 1 м 2 торг. площади 348 1,74 200
Универсам На 1 м 2 торг. площади 252 1,40 180
Павильон На 1 м 2 торг. площади 570 2,85 200
Лоток На 1 торговое место 680 3,40 200
Палатка, киоск На 1 м 2 торг. площади 866 5,09 170
Торговля с машин на 1 торговое место 849 5,30 160
Промтоварный магазин На 1 м 2 торг. площади 139 0,77 180
Хозтовары На 1 м 2 торг. площади 206 1,29 160
Супермаркет (универмаг) На 1 м 2 торг. площади 157 0,87 180
Рынки продовольственные На 1 м 2 торг. площади 363 1,21 300
Ярмарки промтоварные На 1 м 2 торг. площади 276 0,99 280
II. Административные здания, учреждения, конторы
НИИ, проектные институты и конструкторские бюро На 1 сотрудника 156 1,42 110
Сбербанки, банки На 1 сотрудника 75 0,62 120
Отделения связи На 1 сотрудника 104 0,95 110
Административные и другие учреждения, офисы На 1 сотрудника 131 1,19 110
III. Медицинские учреждения
Аптеки На 1 м 2 торг. площади 48 0,44 110
Больницы На 1 койку 402 2,01 200
Поликлиники На 1 посещение 12 0,07 170
Санатории, пансионаты На 1 койку 169 1,00 170
IV. Автотранспортные предприятия
Автомастерские На 1 машино-место 46 0,22 210
Автозаправочные станции На 1 машино-место 23 0,11 200
Автостоянки и парковки На 1 машино-место 23 0,11 200
Гаражи На 1 машино-место 22 0,16 140
V. Дошкольные и учебные заведения
Ясли, детские сады На 1 место 80 0,40 200
Школы, лицеи, проф-тех. Училища На 1 учащегося 24 0,12 200
Техникумы, ВУЗы На 1 студента 22 0,11 200
Дома-интернаты На 1 учащегося 215 1,13 190
VI. Предприятия службы быта
Ремонт бытовой, радио и компьютерной техники На 1 м 2 общей площади 15 0,07 210
Ремонт и пошив одежды На 1 м 2 общей площади 23 0,13 180
Химчистки и прачечные На 1 м 2 общей площади 20 0,19 105
Парикмахерские и косметические салоны На 1 посадочное место 32 0,23 140
Гостиницы, общежития На 1 место 192 1,13 170
Предприятия общественного питания (кафе, рестораны, бары, закусочные и т.п.) На 1 место 215 1,13 190
VII. Культурно-спортивные учереждения
Клубы, кинотеатры, концертные залы, театры, библиотеки На 1 место 27 0,18 150
Спорт. арены, стадионы На 1 место 43 0,26 170
VIII. Предприятия пассажирского транспорта
Железнодорожные и автовокзалы, аэропорты, речные порты На 1 пассажира 145 0,80 180

Услуги ЗАО ТБО 24

ЗАО ТБО 24 имеет многолетний опыт работы по вывозу строительного и бытового мусора и снега на территории Москвы. Мы предлагаем клининговые услуги – очистку территории от грязи, снега качественно. Наша фирма вывозит отходы разного типа: начиная от бытового и заканчивая крупногабаритным (строительные отходы, ветки, снег).

Множество компаний предоставляет услуги по вывозу мусора, но ЗАО ТБО 24 наиболее качественно производит утилизацию отходов и очистку территории от загрязнений различного рода. Помимо этого, мы обрабатываем зеленые насаждения, придавая им ухоженный, опрятный вид. Вывоз строительных отходов осуществляется в бункерах, с использованием самой современной техники.

Компанией ТБО 24 осуществляется уборка территории (Москва – все районы), уборку снега по четко налаженной схеме. Мы располагаем большим парком спецтехники для уборки снега, наледи, перевозки их до пунктов утилизации в Москве. Мы осуществляем регулярный вывоз мусора – заказ с территорий государственных объектов, жилых, коммерческих зданий. Уборка снега, наледи выполняется вручную или с помощью спецтехники.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх